Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.06.2008

Итальянский рационализм и советская архитектура 1960-70-х: разговор о наследии

Наталья Коряковская

Проходящая в ЦДА выставка «Миланские архитекторы. Три первых поколения XX века» рассказывает о наиболее плодотворном периоде итальянского рационализма 1930-60-х гг., связанном с творчеством плеяды ярких мастеров, живших и работавших в Милане. Правда, задачи нынешней экспозиции гораздо шире обозначенных географических рамок – миланские памятники стали на этой выставке поводом для размышления о наследии архитектуры рационализма в целом, включая и советскую архитектуру 1960-70-х годов. Выставка продлится до 30 июня

Проект Марко Петруса. Фотографии Натальи Коряковской
Проект Марко Петруса. Фотографии Натальи Коряковской

Нынешняя выставка подготовлена совместно Миланским политехническим институтом и художником Марко Петрусом; российским куратором экспозиции выступил профессор МАрхИ Юрий Волчок. В результате выставка приобрела три измерения: первое – это творческие биографии наиболее известных представителей миланской школы и разговор об итальянском рационализме в целом.

Проект Марко Петруса
Проект Марко Петруса

Второе – художественное осмысление наследия рационализма в проекте Марко Петруса. Это огромная карта Милана, на которой художник нарисовал свой собственный маршрут, отражающий его индивидуальное осмысление города в сравнительно недалекой исторической перспективе. В свою «прогулку» художник включил знаковые объекты миланских архитекторов середины XX века. Планшеты с биографиями, подготовленные Миланским институтом, в этом контексте выглядят историческим базисом для рефлексии итальянского художника и служат своего рода «расшифровкой» карты.

Наконец, третье измерение, вытекающее из двух первых обозначил во вступительном слове Юрий Волчок. Оно выходит за рамки итальянского рационализма и направляет разговор к проблеме ценности наследия архитектуры этого периода в целом. Шедевры итальянского рационализма создавались в середине века, начиная с 1930-х годов и заканчивая шестидесятыми – затем советская архитектура подхватывает «эстафету» - многие советские поиски времени Хрущева и Брежнева инспирированы примером итальянского рационализма. Таким образом, одно продолжает другое, наш послевоенный модернизм многое взял от итальянского рационализма – эти два явления связаны между собой.

Джованни Муцио. Монастырь Св. Анджело и культурный центр «Анджеликум». 1939-47
Джованни Муцио. Монастырь Св. Анджело и культурный центр «Анджеликум». 1939-47

Вот только итальянцы относятся к своему наследию очень трепетно – на это, в частности, указывает проект Марко Петруса. А мы все никак не избавимся от негативной оценки периода 1960-70-х гг. – за лесом панельного домостроительства не замечаем уникальных произведений, которые следовало бы сохранять. Во всяком случае, постройкам хрущевского и брежневского времени пока, увы, далеко до статуса памятников архитектуры, в отличие, например, от произведений классического русского авангарда – те, поддержанные мировым сообществом, наша страна теперь ценит значительно больше.

Иньяцио Гарделла. Конкурсный проект башни на Пьяцца-дель-Дуомо. 1934 г.
Иньяцио Гарделла. Конкурсный проект башни на Пьяцца-дель-Дуомо. 1934 г.

Юрий Волчок убежден, что нынешняя экспозиция важна именно с позиции сохранения наследия – представляя россиянам положительный пример Италии. Задумка куратора состояла в том, чтобы показать эту выставку в нескольких российских городах с целью обратить внимание на постройки так называемой «хрущевской эпохи» и задуматься над их судьбой.

Иньяцио Гарделла. Противотуберкулезный диспансер. 1936-38 гг.
Иньяцио Гарделла. Противотуберкулезный диспансер. 1936-38 гг.

Итальянский рационализм, конечно же, был одним из наиболее влиятельных архитектурных движений XX века, мощным источником авангардных идей, наряду с функционализмом немецкого Баухауза и советским конструктивизмом. Однако, как демонстрируют нам миланские памятники этого движения – оно подчас идет рядом, а не вразрез с традицией, что для авангарда как такового вообще-то не свойственно. Вероятно, здесь не последнюю роль сыграла сама итальянская земля, впитавшая в себя столько классики, что итальянские архитекторы просто-таки никак не могут – даже если бы хотели – уклониться от диалога современности с историей.

Иньяцио Гарделла. Дом алле Дзаттере
Иньяцио Гарделла. Дом алле Дзаттере

Каждый из представленных на выставке мастеров воплощает эту тему по-своему. Иньяцио Гарделла, вышедший из круга итальянских авангардистов, группировавшихся вокруг журнала Casabella, соединяет авангард с неоклассикой и стилем «рустико». Его башня на Пьяца-дель-Дуомо напоминает ранние конструктивистские проекты братьев Весниных, например, «Ленинградскую Правду». А комплекс противотуберкулезного диспансера в Алессандрии – вызывает в памяти веснинские интерьеры – в частности, ДК Пролетарского района – кстати сказать, оба проекта относятся к 1930-м. Увлечение рационализмом, однако, не мешало Гарделле создавать и абсолютно неоклассические дома. Ученик Адольфа Лооса Джузеппе Де Финетти обращается к изучению «классической» истории в работе над реконструкцией районов Милана. Джованни Муцио интерпретирует в своей архитектуре «метафизическую составляющую», заставляя вспомнить живопись Джорджо де Кирико.

Джузеппе де Финетти. Проект реконструкции районов Милана. 1940-е гг.
Джузеппе де Финетти. Проект реконструкции районов Милана. 1940-е гг.

Почти все представленные на выставке архитекторы вышли из Миланского политехнического института. Кстати, он уже однажды демонстрировал свои проекты для Милана на выставке в Москве, а также показывал наш авангард в проектах Мельникова и Леонидова у себя. Сегодня пришло время ответить взаимностью, и не только потому, что для нас ценен исторический опыт итальянской архитектурной школы XX века, но и в силу значимости современного опыта итальянцев в области сохранения памятников архитектуры модернизма.