Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.11.2015

Марина Игнатушко: «Наш фестиваль – всегда попытка реагировать на актуальные вопросы и явления»

Нина Фролова

Марина Игнатушко, бессменный куратор фестиваля «Международный день архитектуры» в Нижнем Новгороде, рассказала Архи.ру о девяти прошлых и десятом, нынешнем, фестивале.

Велоэскурсия в Идеальный город Автозавода. 2014 год. Фото  Леонида Якунина
Велоэскурсия в Идеальный город Автозавода. 2014 год. Фото Леонида Якунина



Архи.ру:
– В Нижнем Новгороде первыми в России стали отмечать Всемирный день архитектуры – с 2006-го. Как бы вы подвели промежуточные итоги этих празднований в год юбилейного фестиваля?

Марина Игнатушко:
– Действительно, мы первыми обратили внимание на то, что календарная дата ООН – хороший повод для разговора об архитектуре и о городе. Не то, что бы мы долго искали, с чего начать – все произошло спонтанно и достаточно быстро. Хотя были предостережения, предложения сделать фестиваль как-нибудь потом, все обдумать, выстроить. Но я была очарована уличными фотографиями американского архитектора Люсиане Майя (да, потом уже увидела массу других картинок Нью-Йорка!) и тем фактом, что ее коллега, бывший нижегородский архитектор (и уже давно – член AIA) Леонид Кравченко делает наброски в метро по дороге на работу. Так и получилась первая выставка: «Нью-Йорк. Открытые чувства». А этой осенью прошел уже десятый фестиваль… У него были разные девизы: «Город как образ жизни», «Пространство прямого действия».

Каждый раз это – попытка реагировать на актуальные вопросы и явления. Так, например, когда в Нижнем Новгороде заговорили о проекте нового оперного театра, мы пригласили Михаила Унтертрифаллера, сделали выставку его объекта – театра на Боденском озере, известного своими летними оперными постановками на воде (а потом еще и съездили туда в архитектурный трип). Важно было показать не просто формальные решения, а то, как возникла, развивалась и трансформировалась идея, основанная у австрийцев на традиции и потребностях общества. Во время другого фестиваля мы договорились с ТК «Культура» о показе фильма, пригласили Ирину Коробьину с рассказом о Гари Чанге – так открывалась Галерея Сергея Туманина. К нам приезжал молодой архитектор из Штутгарта Лукаш Лендзински с лекцией «Архитектура действия», в Нижнем Новгороде прошла прекрасная выставка японской архитектуры, а ее куратор Анна Гусева объясняла, как в этой стране архитекторы взаимодействуют с горожанами. Да, многое можно вспомнить. У нас один сезон с фестиваля продержалась архитектурная Печа-куча… Но я не могу, не готова подводить итоги. Однажды в передаче Общественного телевидения ведущий, не очень представляя, о чем идет речь, несколько раз спросил меня, что же, в конце концов, построили? Тут я рассказывала, как на одном фестивале художники выложили в Доме архитектора на лестнице кирпичи со словами Аарона Бецки про то, что «Архитектура – очаг, вокруг которого мы собираемся, чтобы рассказать истории, сплетающие нас в общество».

Один из гостей нижегородского фестиваля – архитектор Томас Штельмах на выставке «Уилл Прайс. Параллели» (выставка от Архиwood) в 2011 году.
Один из гостей нижегородского фестиваля – архитектор Томас Штельмах на выставке «Уилл Прайс. Параллели» (выставка от Архиwood) в 2011 году.



– Насколько День архитектуры адресован профессионалам, насколько – широкой публике?

– Ровно настолько, насколько профессионалам интересно, важно или полезно коммуницировать с широкой публикой. Или публике – понимать происходящее в городе и мире. Да, в Дни архитектуры не бывает узких специализированных мероприятий. Такие в городе происходят и без нас: архитекторы, дизайнеры общаются с поставщиками, потенциальными заказчиками – в клубном формате. Но все это, по сути, основано на коммерческом интересе. «Дни архитектуры» – о другом… Мне кажется, наши архитекторы сейчас находятся в безумно сложном положении, в котором, впрочем, оказались по своей воле. В 90-е почувствовали свободу, познакомились вживую с лучшими мировыми именами и достижениями и полностью подчинились частному заказчику в надежде на то, что именно он и выведет их на звездный путь. Ну, или хотя бы к долгожданной новой квартире в центре и даче недалеко от города. Но, в результате, наши архитекторы попали в зависимость и подчинение, сейчас даже в информации о новых проектах не всегда найдешь их имена – только застройщиков, не говоря уже о том, что в СМИ рассказы об архитектуре идут в рубрике «Недвижимость». А мнения и комментарии архитекторов теряются за пространными и регулярными высказываниями чиновников и администраторов. В общем, к общему очагу, вокруг которого мы должны собраться, у архитекторов руки не доходят…

За десять лет фестивалей состав участников и зрителей заметно помолодел, неиссякаемая подпитка – из нашего профильного вуза, но при этом многие руководители мастерских, правление союза игнорируют фестиваль, хотя часть мероприятий проходит в Доме архитектора. Когда-то меня это удивляло, обижало – ведь они не интересуются, откуда что берется, надо ли помочь и, вообще, почему все это происходит. Я чувствовала себя беспомощной, потому что, когда сменилось руководство союза и уехал в Москву бывший главный архитектор Олег Рыбин, просто не к кому было обратиться. Но потом я спокойно решила, что важно не бросать «очаг» при любых обстоятельствах. Тем более что за время фестивалей удалось познакомиться с самыми разными активными горожанами: и лингвистами, и велосипедистами.

Мы устраивали «Завтраки с архитектором»: Виктор Быков и Алексей Каменюк отвечали на вопросы в неформальной обстановке, ландшафтному архитектору Ольге Ворониной приходилось проводить на бис экскурсии в сквере на площади Горького. А в этом году сделали «Путешествие по контекстам»: это будет цикл публичных встреч с нижегородскими архитекторами. Поскольку у нас в городе уже почти два десятка лет во всех советах, правлениях заседают руководители одних и тех же мастерских, архитекторы вне этого круга менее известны. Это несправедливо. Первыми выступили Зоя Рюрикова и Юрий Болгов: у них много отличных объектов, есть награды, в том числе, их постройки побеждали в Рейтинге архитектуры Нижнего Новгорода.
 
Фрагмент экспозиции «Фабрика архитектуры». 2015. Фото Виктории Воронцовой
Фрагмент экспозиции «Фабрика архитектуры». 2015. Фото Виктории Воронцовой



Кроме упомянутых иностранцев, к нам приезжали гости из других городов. Так, в прошлом году Сергей Малахов и Евгения Репина: они рассказывали о том, чему учат архитекторов в Самаре, что и как важно спасти в историческом центре. Данияр Юсупов – об открытых городских пространствах. Архитектор Алексей Комов (Москва, Евпатория), искусствовед Николай Васильев с коллегами проводили однодневный семинар по изучению архитектурного наследия Дзержинска (это районный центр недалеко от Нижнего Новгорода).
 
С этой постройки начинался дерзкий нижегородский постмодернизм 90-х. Архитекторы Юрий Болгов, Олег Шаганов. Юрий Болгов – герой «Путешествия по контекстам» в 2015.
С этой постройки начинался дерзкий нижегородский постмодернизм 90-х. Архитекторы Юрий Болгов, Олег Шаганов. Юрий Болгов – герой «Путешествия по контекстам» в 2015.



– Название праздника подчеркивает его «международную» составляющую: как в этом году она проявилась в составе участников и выборе тем?

– Нам здорово повезло: осенью в городе прошел фестиваль чешской культуры, и благодаря этому вместе с нижегородским центром немецкой и европейской культуры мы смогли принять выставку «Мартин Райниш. Фабрика архитектуры» и самого автора с его замечательным коллегой Мартином Клода. Райниш – не просто архитектор, а большой архитектурный активист – организатор, популяризатор, экспериментатор и художник. Он оформлял павильон Чехии на биеннале в Венеции в 2010 году, строит не только деревянные дома, но и башни. Когда я только увидела фотографии его объектов в московской галерее ВХУТЕМАС, сразу захотела показать их в Нижнем Новгороде.
Афиша выставки Мартина Райниша
Афиша выставки Мартина Райниша
Фрагмент макета башни Мартина Райниша. Фото Любови Игнатушко
Фрагмент макета башни Мартина Райниша. Фото Любови Игнатушко
Руководитель детской архитектурной студии Марина Балуева проводит занятия среди башен Мартина Райниша
Руководитель детской архитектурной студии Марина Балуева проводит занятия среди башен Мартина Райниша

Дело не столько в работе с деревом: Мартин Райниш только за последние годы переквалифицировался на естественные природные материалы. В его проектах всегда есть сверхзадача – удивлять и делать людей счастливыми. Он это продемонстрировал и во время монтажа выставки: за несколько минут придумал легкую конструкцию для увеличения площади экспонирования. Его лекцию слушали на одном дыхании, и показательно, что одной из первых он показал фотографию, на которой позировало несколько десятков веселых людей. «А это – мои друзья,» – сказал Райниш. Его пример – про то, что архитектор – это всегда больше, чем удачливый проектировщик, он выстраивает смыслы.
 
Хельсинки. Район Арабианранта. Фото Елены Гарусовой
Хельсинки. Район Арабианранта. Фото Елены Гарусовой
Хельсинки. Район  Руохолахти. Фото Надежды Щема
Хельсинки. Район Руохолахти. Фото Надежды Щема



«Район моей мечты» – небольшая выставка фотографий про два района в Хельсинки. Она висит на улице, во дворе Арсенала – здесь бывает много народу. Выставку мы сделали в ходе подготовки обсуждения за круглым столом: почему финские Руохолахти и Арабиаранту ездят смотреть туристы? И есть ли у Нижнего Новгорода шансы повысить стандарты городской среды, а затем воплотить их в жизнь?
 
Экскурсия «Инженерные конструкции на Стрелке». Фото Надежды Щема
Экскурсия «Инженерные конструкции на Стрелке». Фото Надежды Щема



– А что было посвящено нижегородским, локальным сюжетам?

– Каждый раз во время фестиваля проходят экскурсии, и на этот раз мы решили пойти на Стрелку – эта территория, как мы говорим, символическое для города место слияния Волги и Оки. Ей предстоит радикальная реконструкция с выносом грузового порта, строительством футбольного стадиона [к чемпионату мира-2018 – прим. Архи.ру]. Мы имели представление о том, что хотели наверняка увидеть – среди экскурсантов были участники экспериментов французского художника Ксавье Жюйо – наших творческих интервенций на Стрелке в 2011–2013.
Денис Плеханов. Фото Марины Игнатушко
Денис Плеханов. Фото Марины Игнатушко



И вот уже по итогам этой экскурсии архитектор Денис Плеханов совершил исследовательское открытие: он показал, что ажурные конструкции старых пакгаузов, один из которых предназначен к сносу, представляют собой фрагменты центральных павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки 1896 года в Нижнем Новгороде, а прежде – такой же выставки в Москве в 1882 году на Ходынском поле. Мы собрали пресс-конференцию и думаем, как дальше повлиять на внесение изменений в проект на Стрелке. Павильоны важно сохранить: это части одного целого, о чем прежде никто не говорил.

– Какие темы, обсуждение каких вопросов нашли наибольший отклик у посетителей?

– Происхождение конструкций портовых складов произвело большое впечатление на горожан. Правда, большинство настроено скептически: снесут! На интересе к этой теме немало специалистов уже объединились, можно попытаться сохранить эти инженерные чудеса. А еще «Район моей мечты» назвали провокационной выставкой – и это, конечно, здорово.
беседовала: Нина Фролова