Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.09.2015

Памяти мастера

Не стало мастера советской архитектуры, известного ленинградского, петербургского архитектора Тимофея Петровича Садовского.

Тимофей Петрович Садовский. 31 марта 1929 – 12 августа 2015
Тимофей Петрович Садовский. 31 марта 1929 – 12 августа 2015

12 августа 2015 года на 87 году ушел из жизни Заслуженный архитектор РФ, лауреат Государственной премии России, действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, академик Международной академии архитектуры (Московское отделение), член правления Союза архитекторов Петербурга, руководитель персональной творческой мастерской, которую в настоящее время возглавляет его сын Алексей.

Поколение, ярким представителем которого являлся Т. П. Садовский, пришло в профессию в сложное время перехода советской архитектуры от периода освоения традиций к советскому модернизму.

Тимофей Петрович был учеником выдающегося зодчего Александра Сергеевича Никольского. Уже в годы студенчества он помогал мастеру в его работе над Приморским парком Победы и стадионом имени Кирова. Привлечение к его к работе над спортивными объектами Крестовского острова было не случайным совпадением, а естественным продолжением его спортивной юности. Он был мастером спорта и чемпионом Советского Союза по гребле, членом сборной страны.
А.С. Никольский. Проект стадиона им. Кирова на Крестовском острове
А.С. Никольский. Проект стадиона им. Кирова на Крестовском острове

Изначально сложилась концепция всей будущей творческой деятельности мастера, объединившая преемственность взглядов А. С. Никольского, собственный опыт освоения водных пространств через большой спорт, энергию диалога архитектуры Петербурга с Водой: Невой и ее реками, каналами, Финским заливом.

Сутью его многолетнего творчества стал уникальный симбиоз Воды, Воздуха и Архитектуры, включающий в себя весь комплекс взаимодействия набережных городов, гладей российских рек, застройки набережных, в том числе комплексов речных вокзалов, в постройке которых он стал первопроходцем в нашей стране.

В конце пятидесятых он создал авторскую архитектурную мастерскую в ЛенГИПроРечТрансе, которая изначально была творческой командой единомышленников, образовав нишу для творчества в сложный период советской архитектуры и являлся ее бессменным руководителем вплоть до 1994 года. Под его руководством созданы уникальные объекты – комплексные работы по организации набережных были выполнены для Ленинграда – Санкт-Петербурга, Сестрорецка, Архангельска, Нижнего Новгорода, Иркутска, Хабаровска, Астрахани, Саратова, Вологды, Твери, Рыбинска, Углича, Ульяновска, были предложены проектные решения реконструкции Северного порта на Химкинском водохранилище в Москве. А также им были реализованы уникальные объекты многофункциональных комплексов речных вокзалов в Омске, Волгограде, Ярославле, которые по настоящее время находятся в эксплуатации и являются не только знаковыми объектами для городов, но и общественными центрами.

Работы Тимофея Петровича были одним из первых примеров экспорта ленинградской архитектуры, начиная с 1960-х годов, и всегда высоко отмечались профессиональным сообществом Ленинграда и страны. А комплекс речного вокзала в историческом центре Ярославля удостоен государственной премии СССР за 1986 год.
Т.П. Садовский. Речной вокзал в Ярославле (1976–1985). Фотография: A.Savin, CC BY-SA 3.0
Т.П. Садовский. Речной вокзал в Ярославле (1976–1985). Фотография: A.Savin, CC BY-SA 3.0
Т.П. Садовский. Речной вокзал в Волгограде (1967–1989). Фотография: Максим Кошелев, CC BY-SA 3.0
Т.П. Садовский. Речной вокзал в Волгограде (1967–1989). Фотография: Максим Кошелев, CC BY-SA 3.0

Он автор памятников русским и шведским морякам, создателям флота России, известным деятелям культуры нашей страны, а также героям Сталинградской битвы.

Творчество Тимофея Петровича Садовского – яркий пример поиска индивидуальности в трудную эпоху шестидесятых: в части единства градостроительных решений и объемно-планировочных решений архитектуры, масштабности, качества деталировки, интерьера, благоустройства и технологических новаций. Его авторская архитектура узнаваема везде, где он строил и по настоящее время служит импульсом для будущей архитектуры российских городов. Его работы являют собой естественное единство новой эстетики середины XX века и глубоких традиций русской культуры и общечеловеческих ценностей.

В нашей памяти Тимофей Петрович останется человеком, который всю свою жизнь посвятил архитектуре как служению, для которого главным критерием поступка было: а этичен ли он? Человеческие, душевные качества были такой же частью его натуры, как профессионализм и служение выбранному делу. Мы восхищались активной жизненной позицией Тимофея Петровича: ему всегда было не все равно – он боролся и искал, строил планы, общался, жил, искренне дружил.

Тимофей Петрович в течение почти полувека входил в состав Градостроительного совета Ленинграда-Петербурга, а в период перестроечных лет возглавлял общественный архитектурный совет. Тимофей Петрович воспитал целую плеяду архитекторов, активно участвующих в работе союза архитекторов Петербурга и России и Академий архитектуры.

В адрес Санкт-Петербургского Союза архитекторов были получены соболезнования со всей страны. Мы скорбим в связи с кончиной Тимофея Петровича Садовского и выражаем глубокие соболезнования родным и близким.

Михаил Мамошин,
по поручению Санкт-Петербургского союза архитекторов России, Санкт-Петербургского отделения Российской академии архитектуры и строительных наук, Санкт-Петербургского Академического центра МААМ.