Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.06.2015

speech: детям

Анна Мартовицкая

Главный редактор журнала speech: Анна Мартовицкая – о новом номере, посвященном архитектуре для детей.


Анна Мартовицкая, главный редактор
журнала speech: / предоставлено speech:

Четырнадцатый номер журнала speech: посвящен едва ли не самой яркой и жизнерадостной теме из всех возможных в современной архитектуре – объектам для детей. Подрастающее поколение сегодня как никогда раньше находится в центре внимания архитекторов и градостроителей, что, в общем, не удивительно для эпохи, когда инвестиции в человеческий потенциал признаны самыми перспективными. Своего максимального разнообразия сегодня достигла, прежде всего, сама типология архитектуры для детей – за развитие таких бесценных навыков, как любознательность, креативность и умение коммуницировать, теперь отвечают не только привычные детские сады и школы, но также всевозможные образовательно-досуговые центры, музеи, библиотеки, специально организованные общественные пространства и, конечно, игровые площадки. И подбирая объекты для этого номера, мы в первую очередь стремились отразить именно многообразие создаваемых сегодня построек для детей – под нашей яркой обложкой можно найти и школы (например, многофункциональный школьный комплекс в Париже бюро Atelier Phileas, попавший на обложку этого номера), и игровые площадки (Виллем Аугустин парк бюро Carve в Амстердаме), и детскую библиотеку (библиотека Ninos Conarte в Монтеррее архитектурного бюро Anagrama), и центр вакцинации для детей в Кении (арх. SelgasCano), где вопрос здоровья маленьких граждан, увы, до сих пор остается намного более приоритетным и острым, чем вопрос образования.
Обложка 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Обложка 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:

Не менее важным принципом отбора проектов и тем для публикации в «детском» номере стал географический – мы стремились охватить достаточно много стран для того, чтобы показать широкую палитру подходов к решению детского вопроса. Есть здесь и США, и Мексика, и уже упомянутая Африка, и самые разные страны Европы. При этом как-то сам собой сложился очень представительный скандинавский блок. Несколько датских построек для детей упомянуты и в «Теме номера» (например, замечательный детский сад Forfatterhuset в Копенгагене бюро COBE, фасады которого кажутся собранными из элегантных деревянных реек, хотя на самом деле это кирпич), а в рубрике «Среда» отдельные тексты посвящены финским и норвежским объектам для самых маленьких. За подготовку последнего материала я хочу особо поблагодарить Отдел культуры посольства Норвегии в России и Норвежский центр дизайна и архитектуры, которые очень живо и неформально откликнулись на тему нашего четырнадцатого номера. Главным же героем номера и его презентации, прошедшей 22 мая в Культурном центре ЗИЛ, стала архитектор Дорте Мандруп, обладатель медали С. Ф. Хансена, высшей архитектурной награды Дании. Проекты в сфере образования занимают в её портфолио особое место: помимо традиционных детских садов и школ, архитектор успешно работает на стыке типологий, создавая многопрофильные культурно-образовательные центры. Именно о них Дорте Мандруп рассказала на лекции под названием Move/Play/Learn, которую прочитала на презентации номера speech: детям.
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:
Разворот 14 номера журнала speech: детям/ предоставлено speech:

Особое место в номере журнала speech:, по традиции, занимает Москва. C одной стороны, мы в принципе всегда выбираем темы, актуальные именно для российской архитектуры, и трудно спорить с тем, что в нашей стране детские постройки на протяжении многих лет воспринимались исключительно как синонимы чего-то однообразно-унылого. С другой, именно Москва первой взялась менять эту ситуацию, сделав качество архитектуры объектов для детей одним из основных приоритетов своей градостроительной политики. Сегодня столица переживает настоящий бум строительства школ и детских садов нового поколения и, возможно, порой делает это даже чересчур кричаще и ярко, закономерно реагируя на недавнее повсеместное засилье серости и крупных железобетонных панелей. Уверена, со временем палитра построек станет более выдержанной и приглушенной – в конце концов, это лишь первый шаг по направлению к инновационной образовательной среде, и мы надеемся, что наш новый номер станет для московских и российских архитекторов хорошим подспорьем на этом пути, полезным справочником по интересным решениям в данной сфере. С особой гордостью хочу отметить, что одна из построенных в России школ – школа №14 в Пушкино по проекту бюро ADM, – вошла в нашу основную рубрику «Объект», где чаще всего публикуются произведения зарубежных архитекторов. И ещё один знаменитый московский объект стал героем нашей ретроспективной рубрики «Галерея» – Дворец пионеров на Воробьевых горах, про который написала искусствовед Анна Броновицкая.