Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.05.2008

«Метрополис-2»: высотки. Новости архитектурного совета от 30 апреля 2008 г.

На архитектурный совет было представлено четыре варианта высотных офисных башен, которые должны завершить многофункциональный комплекс «Метрополис» рядом с метро «Войковская». Предпроектное предложение было одобрено и передано на утверждение Общественному совету

Комплекс «Метрополис-2». Вариант 3. Вид из области. ОАО «ЭНПИ» Авторы: арх. Подрезкова Л. Н., Грицкевич И. С., Кондратьев В. О., Подрезков Н. В., Спицына А.А., Хавин А.В.
Комплекс «Метрополис-2». Вариант 3. Вид из области. ОАО «ЭНПИ» Авторы: арх. Подрезкова Л. Н., Грицкевич И. С., Кондратьев В. О., Подрезков Н. В., Спицына А.А., Хавин А.В.

Речь идет об участке при пересечении Ленинградского шоссе с малым кольцом окружной железной дороги. Участок выведен из состава промзоны «Коптево», которая в недалеком  будущем должна быть уничтожена целиком. Сейчас здесь идет строительство торгового центра и бизнес-парка «Метрополис» по проекту ABD architects, о котором мы уже писали полтора года назад. Из трех стеклянных объемов бизнес-парка Бориса Левянта уже построены два, заканчивается возведение третьего. Севернее и ближе к железной дороге по проекту ABD architects будет построен торговый центр. Офисные башни – на углу перед мостом, в западной части территории проектирует ОАО «Экспериментальный научно-проектный институт» совместно с НИиПИ Генплана.

Авторы представили на архитектурный совет четыре варианта объемно-пространственной композиции высотного «Метрополиса-2». Он состоит из офисных башен, которые занимают 2/3 общей площади, некоторого количества магазинов и гостиницы. Башни в разных вариантах то срастаются, то распадаются на отдельные объемы; гостиница же везде выделена в отдельный корпус. Объем получаемых квадратных метров в четырех вариантах колеблется от 244 до 259 тысяч.

Первый вариант представляет собой группу из трех простых вертикальных призм со встроенными внутрь «зимними садами». Второй вариант состоит из двух скошенных в верхней части башен, поставленных зеркально в виде исполинской буквы М. По замыслу авторов, это должно символизировать название «Метрополис». В третьем варианте основные башни слиты в один объем, как пояснила член авторского коллектива Лариса Подрезкова – «в виде знамени». Сложная разновысотная форма опоясана широкой лентой золотистого «знамени» ломаных очертаний, наподобие второй «кожи», фрагментарно покрывающей основное тело здания. Четвертый вариант выглядел компактнее остальных за счет повышения башен – здесь их высота 214, тогда как в трех других версиях – не больше 180 метров. Тонкие и высокие башни срастаются углом к транспортной развязке и образуют общую вертикаль. При движении из центра она напоминает узкую пластину Гидропроекта на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе.

Второй (в виде буквы М) и третий (знамя-парус) варианты не вызвали энтузиазма членов совета. Зато первый и четвертый набрали почти равное количество симпатий. За вариант номер четыре, самый стройный и высокий из всех, выступили Алексей Воронцов (который выступал референтом проекта), Борис Левянт, Сергей Киселев и Святослав Миндрул. В пользу варианта номер один высказались Владимир Ходнев, Игорь Воскресенский, Юрий Григорьев и Александр Кудрявцев. К этому же первому варианту склоняются и заказчики – вероятно, в числе прочего потому, что его легче разделить на отдельные очереди строительства.

Основной проблемой участка вообще и данного проекта в частности присутствующие признали транспорт. Качество ее решения члены совета оценили по-разному. Большинство присутствующих признали, что движение автомобилей на показанной транспортной схеме было продумано хорошо. Правда, Сергей Киселев заметил, что 8-ярусная подземная стоянка с 3-метровыми потолками каждого яруса – вещь достаточно сомнительная. По словам Сергея Киселева, 8 ярусов – это предел для надземной парковки, а для подземной – 5. Значительно более уязвимым оказалось распределение пешеходного движения. По словам Алексея Воронцова, нарисованных на планшетах пунктирных тротуаров и зебры в данном случае явно недостаточно.

Резюмируя обсуждение, Александр Кузьмин заметил, что пешеходное движение здесь важнее автомобильного. Рядом станция метро Войковская, с противоположной стороны, к северу от комплекса проходит кольцевая железная дорога. По Генплану 1971 г. она считалась транспортной, но теперь ее собираются сделать пассажирской – и одна из станций окажется очень близко от башен. Следовательно, следует более внимательно планировать то, как люди будут ездить в эти офисы на метро, а не только на машинах – сказал главный архитектор Москвы.

И добавил, что в проекте «Метрополиса» Бориса Левянта эти пешеходные проблемы были решены очень тщательно – там предполагались многоярусные крытые переходы и даже травалаторы. Александр Кузьмин предложил авторам посмотреть на проект Бориса Левянта и увязать с ним свое решение движения пешеходов. Главный архитектор Москвы также поддержал высказанную Игорем Воскресенским идею делать первые этажи небоскребов открытыми городу и общественными – такими, чтобы те же пешеходы могли проходить их насквозь. «Метрополис-2» был одобрен в общих чертах – как предпроектное предложение. Архитекторам рекомендовали прислушаться к замечаниям, сделать хороший макет и представить его на Общественном совете.

Проект «Метрополис» ABD architects. 2006. Вчерне нарисованные архитекторами ABD высотки слева, в центре торговый комплекс, справа – бизнес-парк
Проект «Метрополис» ABD architects. 2006. Вчерне нарисованные архитекторами ABD высотки слева, в центре торговый комплекс, справа – бизнес-парк
Слева - Метрополис-2 (1 вариант ЭНПИ), справа - Метрополис-1 Бориса Левянта
Слева - Метрополис-2 (1 вариант ЭНПИ), справа - Метрополис-1 Бориса Левянта
Комплекс «Метрополис-2». Вариант 1. Вид из области. ОАО «ЭНПИ»
Авторы: арх. Подрезкова Л. Н., Грицкевич И. С., Кондратьев В. О., Подрезков Н. В., Спицына А.А., Хавин А.В.
Комплекс «Метрополис-2». Вариант 1. Вид из области. ОАО «ЭНПИ» Авторы: арх. Подрезкова Л. Н., Грицкевич И. С., Кондратьев В. О., Подрезков Н. В., Спицына А.А., Хавин А.В.
Вариант 2 (не рассматривается). Вид из области
Вариант 2 (не рассматривается). Вид из области
Вариант 2. Вид из центра
Вариант 2. Вид из центра
Вариант 2. Вид из области
Вариант 2. Вид из области
Вариант 3. Вид из центра
Вариант 3. Вид из центра
Транспортная схема
Транспортная схема
Транспортная схема
Транспортная схема
Градостротельные схемы
Градостротельные схемы
Градостроительный план развития САО до 2020 года
Градостроительный план развития САО до 2020 года
Схема промзоны «Коптево». Справа розовым – участок «Метрополиса»; на нем в верхнм левом (западном) углу – участок башен
Схема промзоны «Коптево». Справа розовым – участок «Метрополиса»; на нем в верхнм левом (западном) углу – участок башен