Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.02.2015

Волга–Волга

Алла Павликова
Объект:
Апартаментный комплекс «Волга»
Адрес:
Россия, Москва. Большая Спасская 4/1, Докучаев переулок 2/1
Архитектор:
Андрей Романов
Екатерина Кузнецова
Мастерская:
ADM

Многоэтажная пристройка к гостиничному комплексу «Волга»: вариант имитации многосоставного города в рамках одного здания. И, как всегда у ADM, акцент на благоустройстве.

Апартаментный комплекс «Волга»
Апартаментный комплекс «Волга»
© ADM

Новое здание планируется построить почти в центре, практически сразу за Садовым кольцом: Докучаев переулок – место небезвестное, он ведет от проспекта Сахарова к Большой Спасской улице, неподалеку институт Склифосовского, Ботанический сад МГУ и площадь Трех вокзалов. Здания апарт-отеля «Волга» здесь существуют с 1976 года: двенадцатиэтажная пластина вытянута вдоль Большой Спасской, шестнадцатиэтажная башня стоит на линии Докучаева. Разрыв межу ними около года назад заказчики предложили архитекторам ADM заполнить новым корпусом: на сравнительно тесной площадке требовалось разместить более 30 000 м2 полезной площади.

Андрей Романов и Екатерина Кузнецова предложили объем, вплотную примыкающий к глухим торцам существующих корпусов. Впрочем он не только замыкает фронт Докучаева переулка, но, стыкуясь с башней, поворачивает во двор (план «Г»-образный). Между тем для того, чтобы новый корпус не разбивал двор комплекса на две части, архитекторы корбюзеански приподняли его на стройных круглых колоннах – устроив под образовавшимся навесом общественное пространство, доступное не только для постояльцев комплекса апартаментов, но и для всех горожан. Сейчас во дворе – парковка за забором и десяток американских клёнов по ее периметру. А будут: столики летнего кафе, сад камней, деревянные настилы и цветные кресла (прямо как в венском Арт-квартале), простые стильные фонари, цветы и деревья в кадках и без, стриженый кустарник, полотно газона и небольшой живописный сквер. А также фонтан «луврской» внешности в виде прямоугольной каменной плиты со стекающей по краям водой, – все по правилам благоустройства, которому ADM во всех своих проектах уделяют массу внимания. Пространство двора и кафе под навесом нового корпуса будут проницаемы, одно защищенное от дождя, другое открытое солнцу, а одним из самых необычных и приятных элементов кафе станет вынесенный наружу большой камин.
Апартаментный комплекс «Волга». Ситуационный план
Апартаментный комплекс «Волга». Ситуационный план
© ADM
Апартаментный комплекс «Волга». Ниша с камином
Апартаментный комплекс «Волга». Ниша с камином
© ADM
Апартаментный комплекс «Волга». Фонтан во внутреннем дворе
Апартаментный комплекс «Волга». Фонтан во внутреннем дворе
© ADM
Апартаментный комплекс «Волга». Внутренний двор. Терраса летнего кафе. Проект, 2015. В процессе строительства
Апартаментный комплекс «Волга». Внутренний двор. Терраса летнего кафе. Проект, 2015. В процессе строительства
© ADM
Апартаментный комплекс «Волга». Благоустройство территории
Апартаментный комплекс «Волга». Благоустройство территории
© ADM

«Необходимость визуально раздвинуть границы внутридворового пространства стала одной из центральных задач проекта, ­– рассказывает Андрей Романов, – отсюда всё многообразие его наполнения. По той же причине стена лобби с зоной ресепшна сделана полностью стеклянной, прозрачной». Речь о первом этаже пластины, вытянутой вдоль переулка: без малого на ширину двора его внешняя и внутренняя стены стеклянные, из двора хорошо видно улицу, с улицы – двор. Стойка ресепшна расположена в центре лобби – оказывается проницаемым не только фактически, так как любой может пройти насквозь, но и визуально, что помогает психологически расширить пространство двора. В отделке первых этажей в целом преобладает стекло: со стороны улицы все первые этажи отданы большим стеклянным витринам, стекло чуть углублено, стены верхнего этажа чуть вынесены, вдоль витрин образуется небольшой козырек – своего рода галерея для прогуливающихся вдоль здания.
Апартаментный комплекс «Волга». Большое стеклянное лобби
Апартаментный комплекс «Волга». Большое стеклянное лобби
© ADM
Апартаментный комплекс «Волга». Проект, 2014. В процессе строительства
Апартаментный комплекс «Волга». Проект, 2014. В процессе строительства
© ADM

Ввиду дефицита площадей и необходимости учитывать габариты и пространственную логику существующих корпусов объем здания получился лаконичным. Впрочем это не помешало архитекторам, не выходя далеко за рамки переосмысления модернистской стилистики, усложнить пластику и радикально переосмыслить пропорции, сделав их отчетливо, до хрупкости вертикальными.

Говоря точнее, протяженный объем не выглядит как цельная балка: он больше похож на ряд высоких и тонких башен, выстроенных в ряд и нанизанных на общую сердцевину – почти Манхеттен. Выступы намного шире, чем привычные эркеры, перемычки между ними узкие, но они регулярно чередуются и на уличных фасадах, и со стороны двора. Иллюзию множественности объемов поддерживают перепады высоты, причем перемычки между секциями, – шестнадцатиэтажные, а основные объемы вырастают над ними на три этажа выше, что тоже подчеркивает «самостоятельность» башен. Только торцевые секции лишены трех верхних этажей, они решительно выравнивают линию верха с пластиной старой гостиницы, не теряя, таким образом, связи с окружением.
Апартаментный комплекс «Волга». Вид со стороны улицы
Апартаментный комплекс «Волга». Вид со стороны улицы
© ADM

Модуль трех этажей важен не только для объемного перепада; окна всех этажей, исключая общественный первый, объединены в вертикальные группы по три, причем их ширина постоянно меняется, придерживаясь, впрочем, некоторой общности вертикальных простенков и не превращаясь в классический holland wall.

Пластика фасадов, в сущности очень сдержанная, подчинена мягкой древесно-керамической гамме. Причем базовую сетку образует светлый золотисто-бежевый кирпич с асимметрично разбросанными коричневатыми подпалинами – преобладание светлого тона служит решению все той же задачи визуального расширения пространства. Второй, чуть углубленный, «внутренний» слой фасада отдан керамическим панелям, имитирующим цвет и фактуру дерева: они образуют и широкие простенки, и исчезающе-тонкие перемычки, которые придают рисунку окон особенную, графическую тонкость. К слову, именно эти тонкие перемычки отвечают за эффект хрупкой тонкокостности, ощутимо присущий этому проекту. Самый глубокий слой – металлические полосы междуэтажных перекрытий, образует своего рода «уток» многослойной фасадной ткани. Картину завершают рассеянные строго в шахматном порядке решетчатые металлические балконы, способные служить ящиками для кондиционеров.

Фасады похожи, но не все одинаковы – один объем, расположенный правее входа, шире других примерно вдвое и его рисунок строже и, скажем так, ближе поискам послевоенного модернизма. Кирпич образует тонкую выступающую рамку, зато «керамическому дереву» отданы все простенки между окнами; что-то в нем есть от дизайнерских объектов семидесятых (не оммаж ли соседним зданиям?). Так или иначе, этот отличающийся фасад лишь усиливает базовое впечатление дома-города.

Получилось строго и изящно; любопытно то, что все заложенные сюда авторами образные подтексты даны намеком и очень аккуратно: не захочешь не поймешь, ощутишь только качество отделки и свежесть вымытого стекла витрин, да может быть еще разнообразие фактур. Между тем, посмотрев на «мини-манхеттен» внимательнее, наблюдатель мог бы обнаружить не одну эмоциональную ассоциацию. К примеру: недалеко, как уже говорилось, Три вокзала, а значит гостиница Ленинградская; сравнительно близко и еще одна высотка, одна из лучших, построенная Алексеем Душкиным на Красных воротах. Светлый беж, теплые вставки, готические вертикали – и мы вспоминаем о том, что американские небоскребы, стоящие в ряд вдоль ущелий улиц – и московские, по-купечески раскинувшиеся высотки, в стилевом отношении родственны.

Или же так: в округе близкой и далекой встречаются институтские корпуса позднесоветского времени из розового кирпича с малиновыми перемычками и широкими вертикалями псевдопилястр – новая «Волга» как будто кладет тему на новую мелодию, переписывая ту же мысль уверенней и тоньше. Или же скрещивает оба, что тоже не исключено; добавляет алхимически в материю «советского института» каплю сталинской высотки, каплю классики в тело модернизма. Ну и ещё. В 1976 массивные корпуса советской гостиницы сменили дробную застройку XIX века, обобщили ее разнообразие до крайности. Сейчас, в новом проекте архитекторы совмещают, пусть иллюзорно, оба качества: масштаб и дробление. Как будто – нет, отнюдь не воссоздают, поздно, да и незачем – а переосмысляют структуру утраченного города. Или же просто время теперь такое.

Строительство комплекса уже начато; его окончание намечено на 2017 год.