Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.09.2014

Обзор прессы и блогов: 6–12 сентября

Алёна Кузнецова

Петербург перед выбором, фантастический транспорт, новые книги об архитектуре и развитие парков.

Пресса / Петербург
Гендиректор института «Урбаника» Антон Финогенов в разговоре с The Village развеивает миф о том, что Петербург – европейский город. 9/10 города на Неве сложно отличить от Челябинска, а все – из-за безликих и неудобных спальных районов. По мнению специалиста, «сейчас нужно идти сложным и медленным путем»: мягко реконструировать микрорайоны (разуплотнять, менять визуальный облик), приспосабливать к новой жизни «серый пояс», развивать общественный транспорт и вводить ограничения для автомобилистов.

Искусствовед и архитектурный критик Мария Элькина рассказала газете «Мой район» о провальности петербургского Генплана, который не спасает даже беспрецедентно большое количество поправок. Основных проблем две: «за ним нет некой объединяющей идеи, сформулированной концепции развития» и «он не дает хоть сколько-нибудь внятного представления о том, как город будет выглядеть и функционировать». Необходим качественно новый документ, который признает, что в городе есть колоссальные проблемы, и предложит пути их решения.

Также «Мой район» пишет о потребности Петербурга в официальном документе, где будут перечислены возможные материалы, пропорции, уместные архитектурные элементы и прочие характеристики застройки в масштабе улицы или квартала. Такой регламент поспособствует появлению качественной архитектуры и, наконец, избавит северную столицу от страха перед современностью. Об одном из таких проектов, которые создавались в рамках жестких ограничений, впрочем, не связанных с регламентом, написал наш портал. Результат получил далеко не однозначную оценку. 

Жилой комплекс “YE′S” © Евгений Герасимов и Партнеры
Жилой комплекс “YE′S” © Евгений Герасимов и Партнеры

Лев Березкин из «Санкт-Петербургских Ведомостей» рассказывает о тревогах экспертов, собравшихся на международной конференции «Санкт-Петербург завтра: инструментарий позитивных перемен». По их мнению, главные градостроительные ошибки последних лет – это «дефицит улиц внутри огромных микрорайонов и отсутствие публичных городских пространств». 90% петербуржцев живут в «спальных» районах, поэтому эти территории нуждаются в преобразованиях не меньше, чем центр, и необходимо закладывать в генплан иные принципы массового жилищного строительства. 

Что почитать?

Портал Архсовета Москвы рассказывает о книге, вышедшей в издательстве Студии Артемия Лебедева: «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство» Кристофера Александера. Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рекомендует ее как «один из самых фундаментальных трудов в области анализа комфортности жизненной среды». «От общего к частному анализируются все элементы среды, в которой мы пребываем. Из таких элементов – шаблонов или паттернов – можно выстроить абсолютно любую ситуацию: от планетарного масштаба до комнаты для отдельного человека».
Разворот из книги «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство» Кристофера Александера. Изображение: archsovet.msk.ru
Разворот из книги «Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство» Кристофера Александера. Изображение: archsovet.msk.ru

В издательстве Strelka Press скоро выйдет «Медийный город» Скотта Маккуайра, который в 2009 получил престижную премию Jane Jacobs Urban Communication Award. Книга рассказывает о том, как экраны, фотографии, камеры слежения и смартфоны определяют и формируют пространство современного города.

Главный редактор возродившегося журнала «Большой город» Константин Гаазе рассказал Colta.ru о том, каким будет издание. По его словам, будут писать о транспорте в Москве и в других мегаполисах планеты, о трансформации города в результате крупных политических событий, о том, что происходит в столичных Мэрии и стройкомплексе «плюс хорошая, интересная наука – какие-то экономические доклады, истории про архитектуру, истории о московских повседневных практиках».

Журнал Berlogos публикует интервью с Эдуардом Кубенским, который рассказывает о своей книге «Урбанистические сны» и делится идеями преобразования Екатеринбурга.

Парки

Ресурс «В Москве» сообщает подробности о парке «Зарядье»: его планируют открыть осенью 2017 года. Напомним, что, согласно проекту нью-йоркского бюро Diller Scofidio + Renfro в нем будут созданы ландшафты основных климатических зон России: тундра, средняя полоса с березами, степная зона с разнотравьем, и так далее.

Хочется надеется, что вслед за Москвой хорошие парки появятся и в других городах. В Подмосковье для начала составили рейтинг парков, в Новосибирске хотят привлечь к преобразованию 60 зеленых зон активных горожан, а в Симферополе есть грандиозные планы полностью возродить все городские сады. 
Проект для парка «Зарядье», архитектурное бюро Diller Scofi dio 
+Renfro. Изображение: newsmsk.com
Проект для парка «Зарядье», архитектурное бюро Diller Scofi dio +Renfro. Изображение: newsmsk.com

Также стоит упомянуть два интересных материала от портала UrbanUrban. Первый – интервью с главой берлинского архитектурного бюро Studio Schwitalla Максом Швиталла. Он и его команда ищут вдохновение для преобразования транспортной системы в природе, в естественных процессах. В результате появляются фантастически привлекательные идеи: например, информационная транспортная система, которая спланирует самый быстрый для вас и самый энергоэффективный для города маршрут; универсальное транспортное средство, которое может взаимодействовать с разными типами инфраструктуры: рельсами метро, трамвайными путями, асфальтом, и прочее. Интересно, что в подобные проекты сейчас инвестируют средства компании вроде Audi и BMW – они в курсе, что к 2030 покупать новые автомобили в Европе почти перестанут, и уже сейчас готовятся к этому вызову. Такую бы дальновидность составителям Генплана Петербурга!..

Второй материал – история о том, как поменялась жизнь Университетской деревни в Казани после проведения Универсиады. О плюсах и минусах образовавшегося здесь студенческого общежития рассказывает резидент Анна Лобанова.
Университетский городок в Казани. Изображение: urbanurban.ru
Университетский городок в Казани. Изображение: urbanurban.ru


Блоги
 
Илья Варламов подробно рассказывает о проекте реконструкции Сенной площади в Санкт-Петербурге и объясняет, что с этим проектом не так: он создает очередное «бутылочное горлышко», вымощенную плиткой пустоту вместо общественного пространства, неудобные подземные переходы. К счастью, есть альтернативный проект – от движения «Красивый Петербург». Приглашенные им эксперты учли транспортный, торговый и историко-культурный аспекты, и в результате получилась намного более убедительная и привлекательная картинка.
 
Также блогер представил проект преобразования Карамышевской набережной в Москве, который разработала компания «Местные планировщики». Из пугающего захламленного места набережная превращается в прекрасную зеленую зону, которой позавидует любой микрорайон.   

Кроме этого, «Городские проекты» продолжают серию «приключений Вучика в России»: на этот раз урбанист посетил Тверь. В блоге опубликованы душещипательные видеоролики, при просмотре которых хочется немедленно починить все трамваи и больше не подвергать Вучика таким испытаниям. 
 
В сообществе отечественных архитекторов в ЖЖ опубликована лекция ведущего дизайнера «Студии Артемия Лебедева» Искандера Мухамадеева «Типографика в городской среде». В своем выступлении он объясняет, что такое дизайн-код Москвы, как правильно работать с вывесками и почему нельзя закрывать рекламой окна первых этажей. В блоге Александра Ложкина можно познакомиться с презентацией исследования «Парки и общественные пространства Новосибирска», подготовленного Университетом ИТМО (DUE), ИГ «Пешеходное движение» и проектом «Новоситизен».
 
Блог moscow_i_ya пишет о пешеходной зоне, которая недавно открылась в Москве: от площади Гагарина до площади Европы. Автор не смогла найти начало этой зоны и вообще особых ее примет, кроме плитки и расширения тротуаров в отдельных местах. Благоустроенную территорию представляют из себя лишь некоторые фрагменты: примерно полтора километра из заявленных шести с половиной. 

Напоследок – изображения от сообщества «Молодые градостроители», доходчиво объясняющие, как один трамвай может заменить 200 автомобилей, а также впечатления Марии Элькиной от участия в круглом столе «Архитектура в зеркале СМИ» и сон Григория Ревзина о бренд-буке Татарстана.