Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.09.2014

Чему будут учить в МАРШ: 2014/2015

Публикуем краткие анонсы проектных студий Архитектурной школы МАРШ на 2014-15 учебный год.

Этим летом Архитектурная школа МАРШ выпустила первых дипломников. Напомним, что руководитель школы – Евгений Асс, поступить туда можно с дипломом бакалавра архитектуры, а выпускники школы получают британский магистерский диплом MA in Architecture and Urbanism, обучаясь при этом в Москве. Студии по архитектурному проектированию в МАРШ ведут известные российские архитекторы. Сейчас МАРШ заканчивает набор на 2014-15 учебный год; собеседования пройдут 16 и 17 сентября. 

В 19:00 18 сентября в школе состоится презентация MARCH Studio Night, где можно будет подробнее узнать о студиях, о планах школы, познакомиться с преподавателями, посмотреть студенческие работы прежних лет. Мы же пока публикуем выдержки из программ студий. 

***

дипломные студии
 
«ЗДАНИЕ: ревизия»
Евгений Асс и Кирилл Асс
Самое главное,
чтоб было нарисовано      
здание
славное,              
живое словно.
В. Маяковский. «Кем быть». 1928
Евгений Асс и Кирилл Асс. «ЗДАНИЕ: ревизия» © МАРШ
Евгений Асс и Кирилл Асс. «ЗДАНИЕ: ревизия» © МАРШ

Хайдеггер в своей знаменитой статье Bauen, Wohnen, Denken утверждает, что слова строить,  жить и думать в древнегерманском языке имеют общее происхождение и фактически являются синонимами. Продолжая эту мысль можно говорить о том, что результат строительства – Gebäude, building, здание – является своего рода концентратом, сгустком жизни и мысли. 

В русском языке происхождение слова здание более прозаическое и берет начало в корне зидъ, то есть глина, но зато производные от этого корня распространяются в бездонные пространства смыслов – от со-зидания до миро-здания. В этой перспективе не следует забывать, что и первый человек в иудео-христианской мифологии был со-здан из глины.

Размышлениям о том, что такое здание и будет посвящена работа в нашей студии. Мы назвали ее ЗДАНИЕ: ревизия, намереваясь заново взглянуть на здание как исторический культурный феномен, проанализировать различные аспекты его трансформации, сегодняшнего бытования и потенциальных модификаций. Нас будут интересовать наиболее устойчивые типы зданий, сохраняющие неизменными габариты и структуры в течение многих веков. Особое внимание мы уделим анатомии и физиологии зданий,  то есть анализу материального строения архитектурного тела и функционирования различных систем внутри него. Нам кажется важным и интересным проанализировать соотношение тектоники с типологией зданий,  проследить зависимость между формой зданий, их функцией и городским контекстом,  выяснить,  как связано восприятие и переживание зданий с его размерами и масштабными характеристиками. И еще много тем и вопросов мы сформулируем совместно по мере развертывания исследований. 

На основании исследовательской работы вы построите собственные концепции, которые лягут в основание проектов ваших «абсолютных» зданий.  
***

«САКРАЛЬНОЕ – МИРСКОЕ. СОЛОВКИ»
Наринэ Тютчева
Наринэ Тютчева. «САКРАЛЬНОЕ – МИРСКОЕ. СОЛОВКИ» © МАРШ
Наринэ Тютчева. «САКРАЛЬНОЕ – МИРСКОЕ. СОЛОВКИ» © МАРШ
В предстоящей дипломной работе мы предлагаем поразмышлять над категориями  сакрального и мирского и их отражением в архитектуре. О том, как эти два, казалось бы, оппонирующих друг другу явления могут не только соседствовать, но и одновременно наполнять одно и то же пространство. Соловецкий архипелаг – уникальное место, в котором сакральное и мирское сосредоточено на очень небольшой территории и  сплетено воедино уже на протяжении нескольких веков. Изучением этого феномена и прогнозированием его будущего в условиях современных социокультурных тенденций мы и будем  заниматься.
***

студии первого курса

 
«Набережная Ленинградки»
Илья Мукосей
Илья Мукосей. «Набережная Ленинградки» © МАРШ
Илья Мукосей. «Набережная Ленинградки» © МАРШ

Свою учебную студию Илья Мукосей назвал «Набережная Ленинградки» Студенты под руководством Ильи Мукосея исследуют «неудобные места» в Москве и других городах, способы их использования, и на основе анализа сформулируют предложения, как вернуть в городскую жизнь неиспользуемое пространство под эстакадой на пересечении Ленинградского проспекта с ТТК, а также благоустроить примыкающий к нему бульвар. Работа студии – «живой проект» МАРШ и ЗАО «УК «Динамо» в рамках конкурса на разработку концепции бульвара «Динамо». 

Скоростная дорога, проложенная через городскую среду, напоминает быструю и полноводную реку, внезапно изменившую русло. Не только потому, что дорога нарушает сложившиеся связи между соседними территориями, но и потому, что разрушаются берега. «Пойма» техногенного потока, включающая в себя съезды, развязки, эстакады, дублеры, порой захватывает пространства, в несколько раз превосходящие дорогу своей шириной. Чем шире и «скоростнее» автострада, тем сильнее придорожная эрозия.

Участки земли, отрезанные от своей основы притоками автострад, становятся неудобными для прогулок и непригодными для пешеходного транзита необитаемыми островами. 

Возможно ли вернуть их городу? Можно ли создать дружелюбную для человека среду на обочине магистрали? Может ли быть у асфальтовой реки благоустроенная набережная?

В студии «Набережная Ленинградки» студенты и преподаватели рассмотрят эту проблему на примере пространства между Ленинградским проспектом и парком «Динамо».
***
 
«АРХИТЕКТУРА как МЕТАФОРА»
Борис Шабунин
Борис Шабунин. «АРХИТЕКТУРА как МЕТАФОРА» © МАРШ
Борис Шабунин. «АРХИТЕКТУРА как МЕТАФОРА» © МАРШ

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά – «перенос», «переносное значение») –  слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.

Язык архитектуры – объем, пространство, форма, материал.
Архитектура метафорична.
Метафора отражает личность архитектора.
Метафора возвышает архитектора.
Так же, как самоидентификация происходит в окружении людей, метафорические признаки сооружения проявляются в контексте. 

Проект:
Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются.Но люди рассказывают, будто в горной стране Богемии была девочка, которая видела все двенадцать месяцев сразу. 
Самуил Маршак, сказка «12 месяцев»

Двенадцать месяцев – разные типажи, технологии, назначения, образные ассоциации, формы, цвета и др.
У каждого месяца огромное количество родовых признаков, из которых один или два послужат основой метафоры.
Месяцы образуют пространство и общаются между собой.
Месяцы заимствуют признаки и передают их.   
Погода бывает непредсказуема.
Двенадцать месяцев – двенадцать авторов – двенадцать метафор.
***

 
подробнее о программах студий можно будет узнать
18 сентября