Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.03.2008

Дом-коммуна Наркомфина на Новинском бульваре станет бутик-отелем

Наталья Коряковская

В многосерийной эпопее вокруг печально известного дома-коммуны Наркомфина на Новинском бульваре, похоже, наступил финал: дом сохранят, отреставрируют и разместят в нем бутик-отель. Совместный проект группы компаний «МИАН» – нового собственника дома, и Алексея Гинзбурга, внука знаменитого архитектора-конструктивиста вместе с мастерской ООО «Гинзбург Архитектс» станет первым в Москве коммерческим проектом научной реставрации памятника авангарда

Макет реставрации
Макет реставрации

После многолетней дискуссии вокруг исчезающего на наших глазах конструктивистского шедевра мирового уровня наконец найден компромисс: группа компаний «МИАН» осуществит проект реставрации дома, сохранив за ним статус обитаемого – здание превратится в бутик-отель на 40 апартаментов, зато максимально полно воссоздающий первоначальное решение вплоть до фурнитуры, окраски стен, посуды и прочих мелочей. Благо, как заметил на пресс-конференции доктор искусствоведения Владимир Седов, мы почти стопроцентно знаем, как выглядел дом, поэтому никаких фантазий при реставрации не будет. Привлечь общественность к столь знаменательному событию решили, устроив в Музее архитектуры выставку.

К нынешнему решению о реставрации шли долго и трудно. Для городских властей дом был словно бельмо на глазу – иностранцы к нему косяками ходят, архитекторы экскурсии устраивают, а от него на глазах у экскурсантов куски отваливаются, стыдно показывать. Парадоксально, но для города памятник, по-видимому, долгое время не представлял никакой ценности – вспомнить хотя бы, что на генплане 1935 года его попросту не было. К счастью, смена стилистического курса с авангарда на сталинский классицизм не закончилась для дома трагедией, в свое время про дом Гинзбурга забыли – его даже не перестраивали, он дошел до нас «как был», но и не ремонтировали, поэтому он очень подлинный (сохранились фрагменты штукатурки 80-летней давности), но и очень ветхий. 

С началом реабилитации авангарда в постсоветский период о доме заговорили, но его консервации так и не произошло. Пассивное созерцание картины дальнейшего разрушения памятника отчасти было связано с тем, что до недавнего времени его никак не могли поделить – к зданию примеривались самые разные организации с взаимоисключающими проектами. Абсурдная ситуация, учитывая, что иностранцы уже не первый год бьют в барабаны, поставив по ходатайству московского Института наследия дом Наркомфина в список 100 главных зданий мира, которым грозит уничтожение, на одно из первых мест.

К счастью, «МИАН» появился на горизонте в тот момент, когда дом еще можно было реставрировать – если протянуть еще несколько лет, мы могли бы лишиться памятника окончательно – считает внук Моисея Гинзбурга Алексей, который, что символично, занимается проектом реставрации дома.

Нынешний переход здания в частную собственность не является трагедией, заверил директор МУАРа Давид Саркисян, поскольку «только имея разные формы финансирования и собственности, мы можем сегодня спасать исторические архитектурные объекты». Итальянцы, заметил Саркисян, до сих пор живут на виллах Палладио и в многочисленных палаццо, но никому даже в голову не приходит что-то там перестроить, дабы улучшить свои бытовые условия. Главное, чтобы после реставрации сохранилось ощущение прикосновения к настоящей вещи, подлинной структуре, подчеркнул Владимир Седов, и это в принципе возможно, как показали немцы, восстановив свой Баухауз вплоть до подлинного материала подоконников и дверных ручек.

Лейтмотивом выставки в МУАРе стала остроумно подмеченная параллель между идеалом социалистического расселения, к которому стремился Гинзбург, и образом жизни современного человека. На первый взгляд абсурдно, что механизм соцбыта, который с трудом вводился в 1920-е гг. путем строительства домов-коммун с обобществленным бытовым блоком сегодня добровольно избирается людьми высокого достатка. Это была гениальная догадка, опередившая даже Ле Корбюзье. Пытаясь избегать крайностей насильственного обращения в новый стиль жизни, Моисей Гинзбург ввел в своем доме эти принципы довольно осторожно, оставляя за жильцами право выбора. Тогда, кстати, существовали и более жесткие эксперименты, к которым относятся дома-коммуны Николаева и Кузьмина, о которых Гинзбург писал в книге «Жилище». В тех утопических проектах расписанный по минутам человек просто терял право всякого выбора, вставая по зову радиорубки и засыпая при помощи усыпляющих веществ в своей «ячейке», которая только и оставалась пространством его частной жизни. Вся остальная активность протекла в коллективе, хочешь ни хочешь, а кухни, санузла и прочих бытовых радостей в индивидуальном порядке не было предусмотрено.

Сегодня даже то, что сделал Гинзбург, кажется некоторым людям дикостью в смысле коммунальности быта, хотя его вариант был очень умеренным – недаром проект назывался «домом переходного типа». Во всяком случае, именно специфика быта, заложенная в планировке, являлась одним из главных вопросов при возможной реставрации, ведь достраивать санузлы или кухни – значит утратить аутентичность памятника, а без них – кто же тогда будет здесь жить? Однако приравнивать дом к большой коммуналке все-таки не стоит, в нем, как это ни парадоксально, напротив, были заложены все «капиталистические настроения»: двухуровневые квартиры, пентхаус наркома и зимний сад на крыше. Под эту схему лучше других подошел тип камерной гостиницы, которая, как отметил Алексей Гинзбург, сохраняет жилую функцию здания, т.е. аутентичное его назначение.

Оба корпуса и переход между ними, а также парковая зона в проекте сохраняются. В основном 8-этажном здании, где Гинзбургом были спроектированы квартиры разных типов для разных семей, будут теперь гостиничные номера, ресепшн, холл, гардероб, магазин, лобби-бар. Площадь 4-этажного коммунального корпуса вместит переговорную, бизнес-центр, конференц-зал, фойе, ресторан, и все это естественно камерных масштабов, поскольку эксклюзивный «авангардный аттракцион» рассчитан на совсем не большое количество постояльцев.

Реставрационное обследование дома продолжается до сих пор, для российских реставраторов работа с авангардом в новинку, поэтому помогать будут немцы. «МИАН» собирается потратить на этот проект 60 млн. долларов. Как сказал на пресс-конференции председатель совета директоров «МИАН» Александр Сенаторов, сам факт того, что памятники авангарда могут быть реставрированы, да еще и приносить доход, должен обратить внимание на эту пустующую нишу, на разрушающиеся памятники – а ничего подобного советским домам-коммунам, как заметил Владимир Седов, мы не найдем больше нигде в мире. К 2011 году реставрацию обещают закончить, так что через несколько лет иностранные поклонники авангарда, раньше приходившие сюда смотреть на аварийное здание с пластами отвалившейся штукатурки, смогут здесь пожить и, как говорится, прочувствовать на себе все прелести социалистического быта.

Проект реставрации дома Наркомфин.
Северная сторона.
Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург.
1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Проект реставрации дома Наркомфин. Северная сторона. Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург. 1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Проект реставрации дома Наркомфин.
Вид крыши.
Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург.
1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Проект реставрации дома Наркомфин. Вид крыши. Автор проекта В.М. Гинзбург, А.В. Гинзбург. 1995-2007 гг. Мастерская архитектора В.М.Гинзбурга.
Дом Наркомфина. Перспектива.
Фотографии с утраченных фиксационных чертежей.
Дом Наркомфина. Перспектива. Фотографии с утраченных фиксационных чертежей.
Дом Наркомфина. Процесс стройки (М. Я Гинзбург — по центру). Автор съемки В.Г. Грюнталь (?).Начало 1930-х гг
Дом Наркомфина. Процесс стройки (М. Я Гинзбург — по центру). Автор съемки В.Г. Грюнталь (?).Начало 1930-х гг
М.Я. Гинзбург.
М.Я. Гинзбург.
Дом Наркомфина. Фрагмент южного фасада.
1930–1940-е гг.
Дом Наркомфина. Фрагмент южного фасада. 1930–1940-е гг.
Дом Наркомфина. Процесс стройки. Автор съемки В.Г. Грюнталь (?). Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Процесс стройки. Автор съемки В.Г. Грюнталь (?). Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Внутренность квартиры — тип «К».
Дом Наркомфина. Внутренность квартиры — тип «К».
Дом Наркомфина. Внутренний вид коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Внутренний вид коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Фрагмент интерьера жилой ячейки.
1930-е гг.
Дом Наркомфина. Фрагмент интерьера жилой ячейки. 1930-е гг.
Дом Наркомфина. Вид с крыши коммунального корпуса.
Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Вид с крыши коммунального корпуса. Автор съемки В.Г. Грюнталь. Начало 1930-х гг.
Дом Наркомфина. Боковой (южный) фасад жилого корпуса. Автор съемки М.М. Чураков. 1967 г.
Дом Наркомфина. Боковой (южный) фасад жилого корпуса. Автор съемки М.М. Чураков. 1967 г.
Дом Наркомфина. Северная сторона.
Дом Наркомфина. Северная сторона.