Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.03.2014

Австралийский модернизм

Анна Сансиева

Отчет о выставке в галерее ВХУТЕМАС, посвященной 90-летию со дня рождения архитектора Гарри Сайдлера.

Гарри Сайдлер,1973 Фото: Макс Дюпен
Гарри Сайдлер,1973 Фото: Макс Дюпен

Выставка «Австралия: модернизм Сайдлера» куратора Владимира Белоголовского успела попутешествовать по миру, от Таллина до Сан-Паулу, пока не добралась, наконец, до Москвы. Она посвящена крупнейшему австралийскому архитектору XX столетия: именно Сайдлер принес в Австралию принципы модернизма и «стиль Баухауза».
Дом Розы Сайдлер, Варунга, Сидней, Австралия, 1948-50 гг. Фото © Harry Seidler
Дом Розы Сайдлер, Варунга, Сидней, Австралия, 1948-50 гг. Фото © Harry Seidler

Экспозицию составляют фотографии, копии чертежей и эскизов, видеоматериалы. На фотографиях Сайдлер предстает открытым человеком с приятной улыбкой – на одном снимке он позирует с фотографом Максом Дюпеном около дома, проект которого разработал для своей матери Розы Сайдлер, на другом – прохаживается вместе с Вальтером и Изой Гропиус. Однако его судьба складывалась непросто: после аншлюса Австрии Германией 15-летнему Сайдлеру пришлось покинуть родную Вену и начать череду путешествий по разным материкам. Зато во время этих странствий он вобрал в себя опыт лучших архитекторов середины XX века: его учителями были мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Йозеф Альберс, Марсель Бройер, а также Оскар Нимейер. Архитектура Гарри Сайдлера – это синтез модернистских исканий его учителей и современников, воплотившийся в зданиях на далекой от актуальных течений австралийской земле.
Дом Розы Сайдлер, Варунга, Сидней, Австралия, 1948-50 гг. Фото © Harry Seidler
Дом Розы Сайдлер, Варунга, Сидней, Австралия, 1948-50 гг. Фото © Harry Seidler

На выставке представлены самые знаменитые из 120 построек архитектора в Австралии, Европе, Северной Америке и Азии. Среди них – небоскреб Australia Square, построенный в Сиднее в 1961–1967 годах; на чертеже его конструктивное решение, разработанное Сайдлером совместно с Пьерлуиджи Нерви, напоминает детскую пирамидку: точно так же его части «нанизаны» друг на друга. У здания посольства Австралии в Париже (1973–1977) изогнут фасад, что напоминает фантастическую и свободную архитектуру Оскара Нимейера, то же самое можно сказать о North Apartments (2004) и Horizon Apartments (1998) в Сиднее. По словам жены архитектора Пенелопы Сайдлер, такие изгибы становятся излюбленным мотивом в работах Сайдлера лишь в конце жизни, хотя в мастерской Нимейера в Рио он работал еще в конце 1940-х, до переезда в Австралию.
Собственный дом четы Сайдлер. Киллара близ Сиднея, 1966-67; фото Макса Дюпена
Собственный дом четы Сайдлер. Киллара близ Сиднея, 1966-67; фото Макса Дюпена

Но ключевая тема творчества Сайдлера и выставки – частные резиденции. Это эффектные модернистские виллы с огромными остекленными плоскостями, поднятые над землей на сваях – вполне в духе заветов Ле Корбюзье. В экспозицию включены и первый проект Гарри Сайдлера в Австралии – дом его матери Розы Сайдлер, построенный под Сиднеем в 1950, и известный дом Берманов со смело изогнутой крышей (1999), и собственная вилла Пенелопы и Гарри Сайдлеров (1966–1967).
Дом четы Берман. Джоаджа близ Сиднея. 1999 © Eric Sierins
Дом четы Берман. Джоаджа близ Сиднея. 1999 © Eric Sierins

Центральное место на экспозиции занимает собрание из множества фотографий произведений архитектуры и скульптуры, а также репродукций картин, которые повлияли на творчество Гарри Сайдлера. Здесь можно встретить все: от чертежа виллы Барбаро Андреа Палладио и барочных фасадов Франческо Борромини до силуэтов построек Оскара Нимейера и цветного плана сада на крыше Роберто Бурле-Маркса. Путешествуя по миру и изучая все новое, Гарри Сайдлер объединил в своем творчестве эпохи и виды искусства (он искал вдохновение не только в архитектуре, но и в скульптуре, живописи и дизайне) и выплеснул эти впечатления в своих проектах. При этом архитектор на протяжении всего своего 60-летнего творческого пути оставался твердым приверженцем этических принципов модернизма – идей о социальном жилье, рациональном строительстве, экономии электроэнергии за счет продуманного использования дневного освещения и т.д.
MLC Centre в Сиднее, фойе театра с арт-объектом “Mercator” работы Чарльза Перри, 1972-75; фото Макса Дюпена
MLC Centre в Сиднее, фойе театра с арт-объектом “Mercator” работы Чарльза Перри, 1972-75; фото Макса Дюпена

Выставка о Гарри Сайдлере невелика по размеру, однако позволяет подробно познакомиться с работами архитектора в камерной обстановке. Отдельный плюс – ее расположение на территории МАРХИ, поэтому новому поколению архитекторов будет особенно легко познакомиться с опытом одного из классиков мирового модернизма.
Правительственный комплекс зданий им. Эдмунда Бартона, Канберра, 1974 Фото: Макс Дюпейн
Правительственный комплекс зданий им. Эдмунда Бартона, Канберра, 1974 Фото: Макс Дюпейн
Гарри Сайдлер. Посольство Австралии в Париже. 1973-77; фото Макса Дюпена
Гарри Сайдлер. Посольство Австралии в Париже. 1973-77; фото Макса Дюпена
Гарри Сайдлер. Посольство Австралии в Париже. 1973-77; фото Макса Дюпена
Гарри Сайдлер. Посольство Австралии в Париже. 1973-77; фото Макса Дюпена
Здание Гонконг-Клуба, Гонконг, 1980-84 гг. Фото © Max Dupain, Max Dupain & Associates
Здание Гонконг-Клуба, Гонконг, 1980-84 гг. Фото © Max Dupain, Max Dupain & Associates
Здание Гонконг-Клуба, Гонконг, 1980-84 гг. Фото © Max Dupain, Max Dupain & Associates
Здание Гонконг-Клуба, Гонконг, 1980-84 гг. Фото © Max Dupain, Max Dupain & Associates
Гарри Сайдлер. Штаб-квартира Shell в Мельбурне, 1985-89. Фото: John Gollings
Гарри Сайдлер. Штаб-квартира Shell в Мельбурне, 1985-89. Фото: John Gollings