Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.02.2014

Сборник упражнений

Нина Фролова
Архитектор:
Эдуарду Соту де Мора

В Музее архитектуры им. А.В. Щусева в Москве открылась выставка конкурсных проектов португальского архитектора Эдуарду Соуту де Моура.

Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева

До Анфилады МУАРа эта передвижная выставка успела побывать в разных городах мира, от Брюсселя до Токио. Но начала она свой путь в мае 2011 как экспозиция в стенах архитектурного факультета Университета Порту – почти синонимичного направлению «школа Порту», воплощающему в глазах иностранцев португальскую архитектуру последних сорока лет. Открытие выставки совпало по времени с присуждением Эдуарду Соуту де Моура Притцкеровской премии, что стало для этого выдающегося архитектора началом мировой славы – и, очевидно, послужило причиной превращения этой экспозиции, явно подготовленной для профессиональной аудитории, в пункт общей культурной программы португальских посольств по всему миру.
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинг
Конкурсный проект «Дома для К.Ф. Шинкеля» для японского «бумажного» конкурса. 1979. Судил работы Джеймс Стерлинг

В предшествовавшем этому долгом периоде относительной «безвестности» заключается, возможно, ключевой момент биографии Соуту де Моура. По словам куратора выставки Андре Кампуша, еще сравнительно недавно даже португальские студенты-архитекторы были не слишком хорошо о нем осведомлены: олицетворением «школы Порту» и внутри страны, и за рубежом оставался Алваро Сиза. Соуту де Моура начал свою карьеру в его мастерской, но даже открыв в 28 лет собственную, остался в его ближнем кругу: их бюро находятся в одном здании, они порой делают совместные работы или сообща участвуют в выставочных и других коллективных проектах. Сиза, наряду с Альдо Росси, влиял на Соуту в начале его карьеры, но затем молодой архитектор обратился к наследию Джузеппе Терраньи, Людвига Мис ван дер Роэ, позднего Ле Корбьюзье, и потому в своем зрелом творчестве он отдалился от своего патрона – оставаясь, однако, до недавнего времени в его тени. Можно даже предположить, что, если бы не внимание жюри Притцкера, он бы до сих пор был не слишком известен за пределами Пиренейского полуострова: даже несмотря на привлекший внимание публики футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге.
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)
Конкурсный проект «Дома искусств» – Культурного центра S.E.C. в Порту. 1981 (реализован в 1991)

Во вступительной статье к каталогу (к сожалению, тираж его полностью разошелся еще до прибытия выставки в Москву) испанский архитектор Альберто Кампо-Баэса отмечает настоящую страсть Соуту де Моура к конкурсам. С 1979 по 2010 он участвовал в 50-ти, и уже в ходе путешествия экспозиции по миру к ней добавилось еще четыре проекта – за 2011 год. Не всегда его работы занимают первые места, и даже в случае победы реализация не гарантирована – особенно в нынешней экономической ситуации. Но, несмотря на эту малоприятную ситуацию «лотереи», он продолжает посылать заявки на конкурсы: возможно, причина этого – в той самой долгой «безвестности».
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева

Однако это лишь часть истории. Его кредо архитектора – решение проблем: человеческие эмоции, вызываемые его постройками, ему желанны, но как задачу он их не рассматривает, а разговор о значении форм вообще не считает достойным внимания. Поэтому конкурсы для него – полигон для проверки идей, нечто вроде загадки или головоломки, а также повод для тренировки навыков. При этом сама ситуация конкурса – ограничения по времени, недостаточность информации, порой – желание привлечь внимание к проекту неким «жестом» (хотя как раз этого у Соуту де Моура практически нет) – делает поданный на рассмотрение жюри проект условным. Кампо-Баэса сравнил такую работой с «мечтой», а саму выставку назвал «собранием мечтаний»: в этих проектах устремления автора проявляются, пожалуй, яснее всего.
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премия
Конкурсный проект павильонов CIAC для разных городов Португалии. 1986. 1-я премия

Возможно, именно из-за этих особенностей материала кураторы Андре Кампуш и Педру Гедиш ди Оливейра представили его очень лаконично. За исключением нескольких проектов, снабженных макетами и разнообразными чертежами, большинство работ дано в виде нескольких набросков или рендеров с кратким пояснением: название, год, место действия. Ни обстоятельства конкурса, включая имя заказчика, ни занятое Соуту де Моура там место из экспозиции узнать нельзя, приходится полагаться на собственную память: в Цюрихе выиграл Рафаэль Монео, в Риме – Заха Хадид, в Вене – Дэвид Чипперфильд… Но здесь это и не важно: вне контекста легче разобрать почерк мастера.
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998
Конкурсный проект Центра современного искусства (Музей MAXXI) в Риме. 1998
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Вид экспозиции. Фото © Музей архитектуры им. А.В.Щусева
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премия
Конкурсный проект станции Эвора-Север скоростной железной дороги. Португалия. 2008. 1-я премия
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премия
Центральная больница города Эвора. Португалия. 2009. 1-я премия
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007
Набросок конкурсного проекта универмага Peek & Cloppenburg в Вене. 2007
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Футбольный стадион для чемпионата Европы-2004 в Браге. 2000-2003. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Офисное здание Burgo Tower в Порту. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves
Реконструкция монастыря Санта-Мария-ду-Боуру в гостиницу Pousada de Amares. Поселок Амариш близ Браги. 1989-1997. Фото © Luis Seixas Ferreira Alves