Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.12.2013

Пресса: 21–27 декабря

Наталья Коряковская

Перспективы реконструкции ВВЦ, архитектурные потери уходящего года и мнение иностранного архитектора об «отсталом» строительном бизнесе в России – в свежем обзоре архитектурной прессы.

В Минкультуры на днях представили проект градостроительных режимов и регламентов на территории ВВЦ. Реконструкция не за горами, однако, как замечает координатор «Архнадзора» Константин Михайлов в «Газета.ру», концептуально в проекте развития уникального ансамбля так ничего и не поменялось: наследие по-прежнему рассматривается как балласт, ради содержания которого возводится обширная коммерческая недвижимость. Она, правда, теперь выглядит «не агрессивно» и размещена где-то с краю, в парадной аллее «прибавлений» нет, но они подразумевается, уверен градозащитник. Все дело в том, что проектировщики и руководство ВВЦ рассматривают центральный комплекс построек не как ансамбль памятников архитектуры, а как достопримечательное место: Константин Михайлов подчеркивает, что по особому разрешению здесь может быть новое строительство, и оно, несомненно, последует, как случилось при реконструкции стадиона «Динамо».
 
Тем временем, московский мэр Сергей Собянин считает, что ситуация с наследием в столице улучшилась радикально – в интервью The Village мэр заметил, что на реставрации сегодня в десятки раз больше памятников, чем было при его предшественнике. Более того, по словам чиновника, власти убрали с карты Москвы почти все отмеченные градозащитниками «конфликтные точки», которых ранее было более двухсот. Но у активистов другие цифры: в коалиции «В защиту Москвы» отмечают, что 2013 год стоил историческому городу потерей более 20 памятников, среди которых изуродованный перестройкой Дом Болконского,  Доходный дом Прошиных, корпуса Ново-Екатерининской больницы и др., пишет Йополис.ру. Скорбный список недавно пополнили исторические постройки на территории Сретенского монастыря. Хоть и с высокой целью (строительства Храма Новомучеников) нынешние преобразователи продолжили дело большевиков, разрушивших в 1929 году три древних храма и колокольню на территории монастыря, цитирует «Газета.ру» Константина Михайлова.

Возвращаясь к планам мэрии на будущий год, которые озвучил порталу The Village Сергей Собянин, отметим новый мегапроект по строительству сотен километров дорожной и тропиночной сети в жилых районах, который будет реализовываться под лозунгом транспортной и пешеходной доступности станций метро и пересадочных узлов. Как показывает статья на портале mr7.ru, проблема существует и в Питере: здесь жители спальных районов из-за низкой плотности улично-дорожной сети вынуждены ездить на машине в булочную и с километр идти до дома от остановок общественного транспорта.

Про неудачные проекты года Собянин не говорил – зато их называют «Московские Новости». Самый громкий, пожалуй, бессмысленное и дорогостоящее «озеленение» Тверской улицы. Городские активисты также напоминают про растрату бюджетных средств на рисование разметок для пешеходов на Юго-западе Москвы, бездействующие «гайд-парки» в Сокольниках и ЦПКиО им. Горького и др.

Любопытную характеристику московскому мэру в интервью The Village дает известный в Росcии  голландский архитектор Эрик ван Эгераат. Архитектор не скрывает, что ностальгирует по эпохе Лужкова и сильно разочарован одним из первых собянинских запретов – на строительство в историческом центре. «Собянин скорее технократ, администратор. Лужков был по-настоящему увлечён градостроительством, чувствовал и любил динамику этого бизнеса», – говорит Эгераат. Идея забыть про центр и расширять Новую Москву, по мнению голландца, приведет к тому, что город растечется как масляное пятно, вроде Лос-Анджелеса, и движение в нем попросту встанет. «В центре нужно строить парковочные гаражи, чтобы освобождать общественное пространство от машин, заменять здания низкого качества новыми»; другое дело, что строительный бизнес, по мнению Эгераата, в России «отсталый» и добиться этого качества невероятно трудно.

«Московский Комсомолец» и The Village снова пишут о представленном на Урбанфоруме исследовании «Археология периферии», которое теперь всюду охотно цитируют. «Город для его собственных жителей – это одна большая окраина, тут даже никакую Новую Москву прибавлять не надо», – пишет на The Village Александр Уржанов. Панельные «спальники» – модернистский проект только с виду, цитирует «Московский Комсомолец» Григория Ревзина, сложившая среда должна была быть авангардной, но она консервативна; 46 % респондентов проводят свободное время исключительно у себя «на районе». Опираясь на опыт Лондона, Александр Уржанов считает единственным способом снять социальное напряжение, соединением потенциальных гетто с «большой землей» при помощи метро. Ну а что по этому поводу порталу Urbanurban.ru рассказал один из авторов исследования периферий, архитектор Юрий Григорян, можно прочитать тут.

Архитектор Сергей Скуратов в это время в интервью РБК поделился своими мыслями о статусе архитектурной профессии, которая, по его мнению, «у нас всегда где-то сбоку, как бы заодно, она не входит в нашу систему ценностей». Самое печальное, что такое отношение к архитекторам порождает встречное движение, замечает Скуратов; т.н. Судебный квартал в Питере – яркий пример «обслуживания власти архитектором, ее вкусовых пристрастий, заблуждений, отсутствия перспективного мышления, игнорирования мнения профессионального большинства» и проч.
 
А в завершении обзора, напротив, совсем не коммерческий проект, родившийся под конец года у группы московских дизайнеров и архитекторов, решивших разместить на столичных домах мемориальные таблички с именами расстрелянных в годы репрессий жителей. Проект называется «Последний адрес». Как пишет «Афиша», идея принадлежит журналисту Сергею Пархоменко, дизайном занимается архитектор Евгений Асс, а наиболее возможный вариант мемориальных знаков разработал архитектор Александр Бродский.