Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.12.2013

Неприступный бастион

Алла Павликова
Объект:
Торговый центр «Авангард»
Адрес:
Россия, Московская область,
Мастерская:
Архстройдизайн АСД

В Нарофоминском районе Московской области мастерская «Архстройдизайн» спроектировала торговый центр «Авангард». О проекте рассказывает руководитель мастерской Алексей Иванов.

Торговый центр «Авангард». Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»

Алексей Иванов:

«Проект небольшого торгового центра в Подмосковье, площадь которого не превышает полутора тысяч квадратных метров, мы разрабатывали в довольно сжатые сроки. Заказчик, с которым наша мастерская давно и тесно сотрудничает, попросил нас подготовить рабочий проект на основании уже имевшегося эскизного предложения. Но едва приступив к работе, мы поняли, что предложенный нам эскиз совершенно не соответствует нормам проектирования и не вписывается в границы отведенного участка. В результате здание пришлось разрабатывать практически с нуля.

Участок расположен на Киевском шоссе и обращен к оживленному перекрестку, где наблюдается постоянное скопление машин. Само место в принципе можно было бы счесть неплохим для размещения торгового центра: рядом находятся рынок строительных материалов, напротив – небольшие торговые объекты, тут же функционирует стоянка для машин. Но сама окружающая застройка слишком хаотична, а градостроительная ткань никак не спланирована. Единственным более или менее осознанным пространством здесь можно считать небольшой коттеджный поселок, расположенный на некотором удалении от участка за высоким каменным забором. Пожалуй, только он и формирует в этом месте некоторую линию застройки.
Торговый центр «Авангард».  Вариант решения фасадов. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Вариант решения фасадов. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Учитывая столь плачевное градостроительное окружение, у нас сразу возникло желание спроектировать не просто торговый центр, а доминанту, способную зафиксировать перекресток. Это должен был быть мощный ориентир, способный дать этому месту опору, заставить все окружающее неорганизованное пространство крутиться вокруг себя. Должен признаться, что для нашей мастерской это очень редкая тактика: как правило, мы внимательно анализируем и учитываем контекст, но окружение, подобное этому, решили проигнорировать полностью. Что тоже подразумевает отношение к контексту.
Торговый центр «Авангард». Генплан. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Генплан. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Так родилась идея бастиона – прочного, неприступного и доминантного объема. Его скругленный угол, обращенный к магистрали, походит на крепостную стену. Мы намеренно сделали внешнюю границу здания практически глухой, и лишь небольшие проемы окон призваны показать, что внутри кипит своя жизнь. У Рема Колхаса было целое исследование, посвященное Нью-Йорку, в котором он писал, что окна актуальны для бутиков и пассажей, а торговому центру как типологии они не нужны. И в этом смысле наш фасад вполне отображает функциональное назначение здания, привлекая посетителей, но при этом демонстративно отгораживаясь от шума и суеты автомобильной дороги.

Для отделки фасадов предполагалось использовать керамический кирпич или плитку. Но стремясь придать зданию дополнительную внушительность и мощь, мы решили сделать стены переменной толщины. Добиться этого проще всего, используя пенобетонные блоки шириной от 1000 до 500 мм, что позволило бы получить большую глубину окон и тем самым усилить образ крепостной стены. 
Торговый центр «Авангард». Вариант решения фасадов. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Вариант решения фасадов. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Вариант решения фасадов. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Вариант решения фасадов. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
При всей неприступности внешнего облика торгового центра его внутренняя площадь перед главным входом решена как максимально дружелюбное и комфортное пространство. От внешнего мира и хаоса автострады она спрятана за крепостной стеной комплекса, которую посетители должны обогнуть для того, чтобы попасть на площадь. Перед зданием предусмотрено строительство детской площадки, вся территория озеленена и благоустроена. Также на внутреннюю площадь раскрыта зона кафе и ресторанов, в теплое время года есть возможность вынести столики на улицу. Кроме того, для устройства летнего кафе можно использовать эксплуатируемую кровлю, где при необходимости легко сделать навес, защищающий от осадков, и даже надстроить дополнительный отапливаемый этаж. Дело в том, что вначале этот торговый комплекс проектировался как одноэтажное здание, но мы предложили заказчику заложить в проект возможность дальнейшего развития объема без ущерба для его конструктивного каркаса и архитектурного образа.

Еще одним важным моментом, который мы учли при проектировании торгового комплекса, – это концепция размещения рекламы. Рекламные вывески всегда выглядят более агрессивными и яркими, чем фасады здания, привлекая к себе внимание значительно большее, чем архитектура. Как правило, перед архитектором есть два пути – либо сделать размещение рекламы на фасадах своего здания невозможным, что получается крайне редко, либо сразу предусмотреть наиболее безболезненный сценарий ее размещения. Это всегда сложная задача, в особенности когда речь идет о криволинейной поверхности, как в нашем случае. Мы предложили заказчику разместить рекламу по фризу здания, а также на отдельно стоящей стеле, как это принято в американских городах.

Будет ли реализован этот проект, пока неясно. Несмотря на то, что поставленная задача подготовить рабочую документацию максимально быстро, была выполнена, сегодня проект заморожен. Как и все. А будет ли оттепель?..
Торговый центр «Авангард». Разрезы. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»
Торговый центр «Авангард». Разрезы. Архитектурная мастерская «Архстройдизайн»