Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

05.11.2013

Пастель и стекло

Анна Мартовицкая
Объект:
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Адрес:
Россия, Санкт-Петербург. ул. Лизы Чайкиной, д. 2
Архитектор:
Никита Явейн
Мастерская:
Porotherm
Студия 44
Авторский коллектив:
Архитекторы: Н.И. Явейн, В.Л. Кулаченков, Г.С. Снежкин, С.И. Аксенов, М.К. Горячкина, при участии А.В. Веткина. Конструкторы: В.И. Герштейн, И.Н. Ляшко, Д.П. Кресов, Н.В. Просветова, Е.В. Силантьева.

В Санкт-Петербурге уже два месяца работает «Академия танца Бориса Эйфмана», уникальное здание которой спроектировала «Студия 44».

Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана

О проекте этого здания Архи.ру писал три года назад – тогда «Студия 44» выиграла конкурс по выбору генерального проектировщика «Академии танца», и с тех пор работа не останавливалась ни на день. Сама стройка продолжалась два года, что для объекта подобной сложности совсем немного. Впрочем, не только сжатые сроки реализации проекта стали бесспорным достижением триады «заказчик-архитектор-девелопер»: главное – то, какого качества строительства удалось добиться этой команде. По большому счету, это и есть счастливая судьба архитектурного проекта – когда воплощенное здание почти ни в чем не уступает первоначальному замыслу.

«Академия танца», общая площадь которой составляет 12 тысяч кв.м, построена на месте бывшего кинематографа «Ассамблея» на улице Лизы Чайкиной, где на протяжении многих лет размещалась репетиционная база эйфмановского театра. Это здание формально памятником не являлось (после реконструкции 1958-го года в нем были заменены все конструкции и перекрытия). Однако архитекторы решили сохранить его главный фасад – во-первых, чтобы не нарушать фронт застройки всей улицы, а во-вторых, чтобы, руководствуясь авторским замыслом 1911 года, восстановить эффектную входную нишу-экседру с кессонированным полукуполом. Античное происхождение этого декоративного элемента как нельзя лучше подчеркивает значение традиции для развития искусства балета: без безупречного владения техникой хореографические эксперименты невозможны. «Фоном» для ниши служат глухие фасады новых корпусов школы (эти объемы отодвинуты вглубь квартала и словно слегка расступаются, выглядывая из-за «спины» «Ассамблеи»), правда, их поверхность архитекторы несколько усложняют, выкладывая из кирпича QR-коды знаменитых высказываний о балете. В общем, классика и современность неразрывно сплетены на главном фасаде академии, символизируя ее прочную связь с лучшими традициями русской балетной школы и открытость новому. 
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
© Студия 44
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
© Студия 44

Кстати, о кирпиче. Здесь использован светло-бежевый финский кирпич, предпочтение которому было отдано, в первую очередь, именно из-за цвета, идеально сочетавшегося с восстановленным фасадом «Ассамблеи». Уже в процессе работы выяснилось, что финские нормы допускают гораздо большие отклонения по размеру и ровности кирпича, чем российские. «Местами кладка выглядела откровенно неровной и неопрятной, и мы с заказчиком и подрядчиком не поленились эти участки разобрать и вручную выровнять и перемерить линейкой каждый кирпичик, – рассказывает Явейн. – Результатом очень гордимся: это едва ли не самая лучшая кладка в городе среди всех новых объектов из кирпича».
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана

Здание школы возведено на очень стесненном участке, и самым сложным для архитекторов было в этих условиях соблюсти все строгие нормы проектирования учебных заведений. «Нормы пройдены на пределе», – признается Явейн, показывая то скромное дворовое пространство, в которое «Студии 44» все-таки удалось вписать два четырехэтажных корпуса – учебный и жилой, соединенные атриумом. Функциональная программа «Академии» действительно очень насыщенна: она представляет собой полный пансион, причем ученики здесь не только живут и учатся, но и тренируются, а при необходимости наблюдаются у всех необходимых врачей (медицинский центр занимает отдельный этаж). Впрочем, меньше всего архитекторы хотели просто распределить все необходимые помещения по двум «коробочкам» – это было бы скучно и вряд ли способствовало созданию творческой атмосферы, – поэтому определению «два корпуса и атриум» они предпочитают формулировку «система корпусов». Посредством атриума, а также многочисленных переходов, консолей и лестниц здания ведут между собой увлекательный и напряженный диалог.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана

Главное общественное пространство «Академии танца» буквально залито светом и в первый момент даже обескураживает своими масштабами и своей планировочной сложностью. Архитекторы блестяще сработали на контрасте: начиная знакомство со зданием с его такого сдержанного, застегнутого на все пуговицы главного фасада, никак не ожидаешь обнаружить за ним многоуровневый лабиринт со стенами из стекла. В основу внутренней планировки школы положен «принцип аквариума»: преподаватели всегда смогут проследить путь ребенка от общежития до класса или зала, тогда как от взглядов посторонних все тонкости учебного процесса будут скрыты.

Общий цвет «аквариума» – светло-фисташковый, и подбирался он мучительно долго: при создании детского учреждения архитекторы стремились как можно дальше уйти от «ощущения поликлиники», то есть интерьеров светлых и чистеньких, но безликих. Мягкость и выразительность выбранного тона подчеркивают полы и лестницы из доски натурального дерева, а также разноцветные порталы танцевальных залов. За пределами атриума палитра интерьеров Академии ощутимо усложняется: стены ее классов и залов окрашены в пастельные тона десятков оттенков, причем залы для малышей декорированы более ярко, а игровые комнаты в жилом блоке и вовсе решены в ярко-желтом цвете. Архитекторы признаются, что таким образом они стремились компенсировать дефицит солнечных дней в питерских широтах.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана

Всего в «Академии танца» 14 балетных залов, в том числе один размером со сцену в императорском театре (там же предусмотрены порядка ста стульев для родителей) и актовый зал, совмещенный с рекреацией. Последним «Студия 44» особенно гордится: он возник все по той же причине изначальной крайней стесненности, но получилось эффектно – часть широких ступеней парадной лестницы отделяются белым экраном, превращаясь в амфитеатр, видимый практически из любого помещения школы.

Сотрудничество «Студии 44» с Борисом Эйфманом и созданной им школы не закончилось на создании учебно-жилого комплекса на улице Лизы Чайкиной. Соседнее с бывшим синематографом здание – деревянный особняк Добберт-Штейкмана также скоро станет частью учебного заведения. В нем планируется разместить дирекцию, библио- и видеотеку, а также несколько номеров для приглашенных педагогов и гостей Академии. «Студия 44» полностью сохраняет его, отдавая дань уважения уникальности чудом дошедшей до наших дней деревянной постройки.
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана
Академия танца под руководством Бориса Эйфмана