Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.10.2013

Пресса: 19–25 октября

Наталья Коряковская

В прессе прояснились подробности начавшейся реконструкции стадиона «Динамо», истинные масштабы нового храма Сретенского монастыря и последствия уроков урбанистики для мэров российских городов.

Центральный стадион «Динамо» © vtb-arena.com
Центральный стадион «Динамо» © vtb-arena.com
Зияющая несколько месяцев пустошь на месте старейшего московского стадиона «Динамо» говорит о том, что проект «ВТБ Арена парк» после неоднократных переделок, наконец, начали активно реализовывать. Накануне, как сообщает официальный сайт, здесь приступили к укреплению фундаментов сохраняемой исторической стены. Три года назад  полномасштабную реконструкцию стадиона связывали с именем Эрика ван Эгераата, победившего в международном конкурсе. Но вот в недавних материалах «Коммерсанта» о нем ни слова: газета побеседовала с генпроектировщиком проекта Сергеем Чобаном и архитектором самой арены Дэвидом Маника. «ВТБ Арена парк», напомним, это не только стадион, но и прилегающие к нему  Петровский парк и Парк физкультуры и отдыха «Динамо»: по словам Чобана, сейчас здесь реализуется единственный в нынешней московской практике архитектурно-градостроительный ансамбль. Вместе с бюро Сергея Чобана над ним работает ТПО «Резерв». А на концепцию парка «Динамо», добавляет Чобан, был проведен отдельный конкурс, в котором победили Александр Константинов, Илья Заливухин и архитектурное бюро «Практика». К слову сказать, сохраняемые стены старого конструктивистского стадиона, по словам Дэвида Маника, прибавили трудности и без того уникальному проекту арены, в которой соединены сразу футбольный стадион, хоккейная арена и общественная зона.
Городской квартал «Арена Парк» © vtb-arena.com
Городской квартал «Арена Парк» © vtb-arena.com
Гостиничный комплекс HYATT © vtb-arena.com
Гостиничный комплекс HYATT © vtb-arena.com
Поражает масштабами и другая большая реконструкция в Москве – Сретенского монастыря, о которой в Газета.ру пишет координатор «Архнадзора» Константин Михайлов. Градозащитника откровенно пугают размеры нового собора, ради которого территорию объекта культурного наследия «зачистят» от нескольких зданий  рубежа XIX–XX веков. Пугают и масштабы подземных сооружений: по подсчетам Михайлова, площадь собора, превышающего Успенский в Кремле, оказывается лишь пятью процентами от проектируемого здания. Так что пропорции этого многоуровневого «пирога» выходят еще более впечатляющими, чем в новом Храме Христа Спасителя, заключает градозащитник.

Тем временем, активисты проиграли суд по незаконному сносу строений Екатерининской больницы – территорию памятника, напомним, таким образом подготовили к строительству нового здания Мосгордумы. А произошедший на днях инцидент с защитниками застройки Козихинского переулка, из-за которого муниципальный депутат Елена Ткач оказалась в больнице с сотрясением мозга, заставил задуматься, что дело активистов может быть не только безнадежным, но и опасным. Хотя в Петербурге упорная борьба медиасообщества за особняк Сухозанета, более известного как Дом журналиста на Невском проспекте, принесла плоды: городские власти отказались от идеи грандиозной реконструкции памятника с перекрытием стеклянным куполом, пишут «Санкт-Петербургские Ведомости».

Но теперь защитники исторического Петербурга с тревогой смотрят на одобренный накануне проект нового корпуса Государственного Русского и Российского этнографического музеев в Михайловском саду, смело дополняющий знаменитый ансамбль Карла Росси. Мария Элькина на портале art1.ru пишет, что проект архитектора Мамошина – даже не «сомнительная попытка достроить здание или ансамбль по чертежам многовековой давности, это просто-напросто вольная и ничем не объяснимая фантазия». По мнению журналиста, музеям следовало бы взять пример с Эрмитажа и строить свое фондохранилище за пределами исторического центра.

А в Москве с экстравагантной идеей передачи Мавзолея Музею архитектуры им. Щусева выступила на днях его директор Ирина Коробьина, пишет heartnewspaper.ru. Коробьина напомнила, что под юрисдикцией музея уже находится ряд выдающихся памятников, и самая знаменитая постройка Алексея Щусева, после того как вождя, наконец, захоронят, должна пополнить этот ряд.
 
На «Винзаводе» на этой неделе открылась выставка лучших проектов всероссийского конкурса на обновленный облик детских садиков. Самым оригинальным, пишут «Ведомости», жюри признало проект московских архитекторов Павла Хегая, Сергея Кана, Евгения Морозова и Егора Хименкова, которые спроектировали модульный садик, наподобие разноцветных детских кубиков. Кстати, цвет сегодня становится атрибутом не только детских учреждений, но и жилых микрорайонов. Новый глава отдела городского дизайна Владивостока, молодой художник Павел Шугуров на этой неделе рассказал порталу berlogos.ru, как правильно разукрашивать город и убедить его жителей, что разноцветные полосы на их домах лучше серого бетона.
Проект детского сада «Кубики» (авторы — Павел Хегай, Сергей Кан, Евгений Морозов, Егор Хименков). Илл: vedomosti.ru
Проект детского сада «Кубики» (авторы — Павел Хегай, Сергей Кан, Евгений Морозов, Егор Хименков). Илл: vedomosti.ru
Кстати, мэров российских городов теперь тоже будут учить правильной урбанистике: как пишет «Коммерсант», Кремль организовал для них семинары, на которых, в частности, выступил голландский архитектор Вини Маас, а институт «Стрелка» устроил выставку «Пять шагов к современному городу». Новость, между тем, вызвала большой интерес и множество шуток в профессиональном сообществе, комментирует на портале urbanurban.ru Пётр Иванов; хотя повышенный интерес властей к урбанистике имеет совсем несмешные последствия, считает автор, и поспособствует «дальнейшей профанации и без того сомнительного урбанистического процесса».