Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

24.10.2013

Промзоны и конкурсы

Анна Мартовицкая
Мастерская:
Latz + Partner

Продолжается сбор заявок на участие в конкурсе концепций реорганизации территории завода «Серп и молот». Рассказываем о похожих конкурсах за рубежом и в Москве.

Комплексной реконструкцией пространств, которые еще недавно занимали производства, порты или железнодорожные узлы, сегодня озабочены практически все мегаполисы мира. Одни, как Гамбург, Нью-Йорк или Шанхай, добились на этом поприще поистине впечатляющих успехов, другие, как Москва, лишь переходят от теории к практике. Не претендуя на абсолютную полноту, мы выбрали несколько историй реорганизации промзон, оптимальный проект которых был получен с помощью конкурса. Надо сказать, для реорганизации промзон конкурсы проводятся далеко не всегда. Но в тех случаях, когда архитектурные соревнования все-таки случаются, они действительно помогают найти удачный результат: например, сохранить больше исторических построек или больше открыть для горожан.

У них

Парк в стиле индастриал / Дуйсбург, Германия, 1991
В 1991 в немецком Дуйсбурге был объявлен закрытый архитектурный конкурс на лучшее решение реорганизации громадной территории сталелитейного завода. Из вариантов пяти участников лучшим был признан проект бюро Latz + partner. В отличие от своих соперников, оно предложило сохранить большую часть индустриальных объектов –цеха, локомотивное депо, мосты и бункеры – и сделать их главной темой нового парка. Здесь были построены новые мосты, проложены пешеходные и велосипедные дорожки, высажены аллеи и рощи, организованы всевозможные площадки для активного и пассивного отдыха. Одна из доменных печей превращена в скалодром, на другой расположилась смотровая площадка, а в бывшем резервуаре для газа расположился дайвинг-центр.

Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Latz + partner. Фото с сайта landezine.com
Ландшафтный парк «Дуйсбург-Норд». Latz + partner. Фото с сайта landezine.com

Город-порт / Гамбург, Германия, 1997–1999
Район Хафенсити в Гамбурге – едва ли не самый известный пример успешной реконструкции промзоны в Европе. После того, как в 1997 власти города приняли решение о выводе порта на Эльбе из центра Гамбурга, почти 155 га его территории были кардинально обновлены. Программа международного конкурса, объявленного в 1999 году, предписывала создать там новый многофункциональный район, одинаково насыщенный жильем, офисами и объектами инфраструктуры, а также связать его с центром города и скоростной автодорогой и благоустроить набережные общей протяженностью 10 км. Победили в этом состязании hamburgplan и Kees Christiaanse/ASTOC, и уже в 2000 году город принял разработанный ими генплан развития Хафенсити. В основе архитектурно-планировочной идеи победителей – максимальное сохранение топографии места. Хафенсити состоит из прорезающих сушу каналов и узких длинных «языков» бывших исторических гаваней и поэтому обладает ярковыраженным «морским» характером. Этот проект позволил включить Эльбу в градостроительный контекст Гамбурга, который раньше всегда «отворачивался» от реки. На отдельные объекты Хафенсити также проводились международные конкурсы.
Хафенсити, Гамбург. Фото с сайта kcap.eu
Хафенсити, Гамбург. Фото с сайта kcap.eu

Полуостров с видом / Осло, Норвегия, 2002
Осло расположено на берегу живописного фьорда, но доступ горожанам к воде до конца 20 века почти везде был закрыт портовыми сооружениями и верфями. Однако в 2000 году в норвежской столице стартовала масштабная программа реконструкции гавани «Город у фьорда», согласно которой полоса промзон должна превратиться в привлекательные районы с жильем, офисами, учреждениями культуры. 

Одним из первых проектов стал район Тьювхольмен, в плане напоминающий вытянутый полуостров: в 2002-м на проект его реконструкции был проведен закрытый конкурс, который выиграл маститый норвежский архитектор Нильс Торп с концепцией «Панорамный вид»: территория района был поделен на сегменты каналами, вдоль которых открываются эффектные перспективы на фьорд и центр Осло. Тьювхольмен – почти полностью пешеходная зона, вдоль воды устроены набережные и площади, кафе и магазины на первых этажах зданий дополнены выше офисами и жильем в соотношении 1:2. На выдающемся в море «носу» района устроен городской пляж и возведен музей современного искусства.
Район Тьювхольмен в Осло. Фото с сайта skyscrapercity.com
Район Тьювхольмен в Осло. Фото с сайта skyscrapercity.com

Ворота в Страну Басков / Дюранго, Испания, 2004
Архитектурные конкурсы в профессиональной среде традиционно считаются «банками идей», однако эти творческие вклады как правило остаются в хранилище идей «до востребования». Случаи, когда все финалисты состязания продолжают развивать свои проекты или вместе принимаются за новое дело, крайне редки. Испанский город Дюранго относится к счастливому исключению из правил: состоявшийся здесь в 2004 конкурс на проект нового здания штаб-квартиры EuskoTren, государственного транспортного управления Баскской области Испании, стал импульсом для масштабных архитектурных перемен, в которых задействованы все участники состязания.

Преобразования начались с городских «ворот» – железнодорожного вокзала Дюранго, куда прибывают поезда направления «Бильбао – Сан-Себастьян». Закрытый конкурс на проект этого комплекса выиграло бюро Zaha Hadid Architects, предложив кардинальное градостроительное решение – расположить железнодорожные пути под землей, а здание вокзала выполнить в виде башни, которая будет служить для перрона глубокого заложения своеобразным световым колодцем. Использование подземных пространств высвободило в самом центре Дюранго огромные площади, которые город решил зарезервировать под строительство жилья и офисов. К их проектированию и были привлечены все участники конкурса –  Эдуардо Арройо, FOA, Доминик Перро, Ercilla y Campo Arquitectura и, конечно, сама Заха Хадид.
Новый железнодорожный вокзал Дюранго. Zaha Hadid architects. Фото с сайта susaeta.net
Новый железнодорожный вокзал Дюранго. Zaha Hadid architects. Фото с сайта susaeta.net

Сады Гудзона / Нью-Йорк, США, 2007-2012
Крупнейший железнодорожный сортировочный узел Нью-Йорка располагается всего через три улицы от Мэдисон-Сквер-Гарден. Этот участок Манхэттена на протяжении десятилетий оставался последним неосвоенным куском земли на острове, пока девелоперская компания Extell Development Group не взялась за его застройку. Однако вокзал нельзя было просто ликвидировать – он нужен городу, – и потому было принято решение о перекрытии железнодорожного узла сверху. Предложенный план был прост: существующие железнодорожные ветки слегка заглубляются под землю, а сверху, на особо прочных платформах, служащих своеобразным акустическим кожухом, размещается многофункциональный комплекс Hudson Yards. В начале 2007 года был организован архитектурный конкурс на лучший мастер-план территории, в котором победило архитектурное бюро Стивена Холла. Однако в 2010-м управляющая компания сменилась  – теперь реализацией проекта занимается Related Companies, которая, в свою очередь, пригласила к разработке мастер-плана нового района бюро Kohn Pedersen Fox Associates. И если первый проект предусматривал разделение территории на два «ярда», разрезанных диагональю бульвара, то теперь на платформе над железнодорожными путями планируется построить 16 небоскребов общей площадью чуть больше 1,8 миллиона кв.м., а пространство между ними озеленить. Официальный старт строительству был дан в декабре 2012 года. 
Проект Hudson Yards. Фото с сайта kpf.com
Проект Hudson Yards. Фото с сайта kpf.com

У нас / Москва
Московские промзоны занимают территорию, общая площадь которой больше 18,8 тысяч га. Первая программа их комплексной реконструкции была принята правительством Москвы еще в 2002 году, однако ее реализация тогда так толком и не началась. Этому помешало сразу несколько обстоятельств: и дорогостоящая подготовка загрязненных земель, и сложности перебазирования предприятий на новые территории, но, главное, конфликты собственников, которых на территориях бывших заводов, как правило, десятки. Впрочем, вывод заводов и реконструкция их территорий началась, а ко времени 2008 года дала первые плоды и даже приобрела популярность. Однако проводить громкие конкурсы на реконструкцию больших и сложных территорий промзон поначалу московские заказчики как правило не решались; впрочем, архитекторов приглашали как правило самых достойных.

Без конкурса
Так, одним из первых воплощенных проектов переноса производств из Москвы стал вывод в 2008 году фабрики «Красная роза», фабрики «Красная роза» (5,89 га, градостроительная концепция – «Сергей Киселев и Партнеры»). Поначалу здесь возник, сразу ставший известным, московский центр Artplay с недорогими офисами для художников и архитекторов. Затем в 2008 году художников выселили, и в отстроенных заново корпусах поселился деловой центр «Морозов». Artplay переехал на Яузу, где освоил здания бывшего завода «Манометр» по соседству с другим арт-кластером – «Винзаводом», открытым годом ранее на территории пивоваренного завода «Московская Бавария» (проект реконструкции выполнил Александр Бродский). Еще один арт-кластер – дизайн-завод «Флакон», был обустроен в 2009 году по проекту бюро Archhelp. Впрочем, создание арт-кластеров – самый резонансный, но далеко не самый прибыльный способ реконструкции бывших заводов.
Деловой центр «Морозов». Корпус №8. Вид внутреннего двора. Проект © СКиП
Деловой центр «Морозов». Корпус №8. Вид внутреннего двора. Проект © СКиП

Как правило на месте создают жилые и офисные кварталы. В 2012 году бюро «СКиП» завершило строительство как минимум двух деловых центров в промзонах: «Вивальди-плаза» на месте Фурнитурного завода и деловой центр на Новорязанской улице на территории завода «Мосавтотех». В последние несколько лет реконструкцией сравнительно небольших промзон также занимается московское бюро ADM architects: в прошлом году они закончили строительство первой очереди «Алкон-плаза» на месте завода «Изолятор» на Ленинградском проспекте, завершают реконструкцию бизнес-парка в Научном проезде на месте НИИ витаминов (девелопер Sminex, 36 га). Недавним событием московской архитектурной жизни стало завершение реконструкции фабрики Станиславского (2,88 га, девелопер Horus capital, бюро John McAslan + Partners). Разумеется, этот список – далеко на полный.

Между тем с начале 2000-х годов на реконструкцию промзон проводились и конкурсы. Как правило, это были совершенно не публичные, необъявленный соревнования, которые девелопер проводил «для себя», заказывая несколько проектов разным архитекторам, которые нередко узнавали о существовании «соперников» постфактум. Чаще архитекторы знали о том, что участвуют в необъявленном заказном конкурсе, но кроме участников никто об этом не знал. Уже упомянутое выше бюро «Сергей Киселев и Партнеры» сделало во второй половине 2000-х немногим меньше 10 таких проектов реконструкции промзон.

Москва / конкурсы
Завод точных измерительных приборов / 0,74 га, 2002
Один из таких небольших необъявленных конкурсов дал Москве замечательное здание «Эрмитаж-плаза». Девелопер проекта, компания Forum Properties, пришел на участок еще в 1997 году, арендовав у руководства АОЗТ «Тизприбор» одно из зданий завода, которое впоследствии было реконструировано и сдано в аренду американской компании Caterpillar. За полномасштабную реконструкцию удалось взяться лишь несколько лет спустя, и сначала компания не планировала проводить полноценный архитектурный конкурс, а ограничилась тем, что заказала проекты сразу двум бюро – «Остоженке» и мастерской «Сергей Киселев и партнеры». Однако архитекторы узнали об этом друг от друга и для того, чтобы избежать двусмысленной ситуации, фактически вынудили Forum Properties превратить заказ в конкурс. Победителем в состязании стала мастерская «Сергей Киселев и партнеры», реализовавшая на данной площадке один из своих самых интересных объектов – офисный комплекс «Эрмитаж Плаза».
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
Офисный комплекс «Эрмитаж-Плаза»
© АМ Сергей Киселев и Партнеры

Завод «Кристалл» / 50 га, 2004 
Промзона завода «Кристалл» занимает 50 га. К востоку от нее проходит Волочаевская улица, к западу – изгибается Красноказарменная набережная. Конкурс был закрытым, к участию пригласили шесть команд – три из Москвы и три из Баварии. Первую премию разделили авторский коллектив под руководством Бориса Уборевича-Боровского («Моспроект-4») и архитектурное бюро Йозефа Петера Майера-Скупина из Мюнхена. Россияне предложили застроить территорию преимущественно жилыми домами – элитными двух-трехэтажными и менее дорогими высотными, расположенными вдоль Волочаевской улицы. Немцы, в свою очередь, сделали ставку на сохранение промзоны, в том числе складов, транспортных подъездов и цехов, которые предложили окружить парками и небольшими объектами типа кафе и гостиниц. Победители поделили премиальный фонд, однако больше об их проектах никто так и не вспомнил – реальный вывод «Кристалла» из Лефортова начался лишь в этом году.

Даниловская мануфактура / 8 га, сер. 2000-х – наст. вр.
«Даниловская мануфактура» расположена у Третьего транспортного кольца между Варшавским шоссе и Новоданиловской набережной. Текстильная империя была основана в 1867 году купцом 1-й гильдии Василием Мещериным и к началу XX века разрослась настолько, что занимала территорию общей площадью около 8 га. В советское время фабрика носила имя Михаила Фрунзе и оставалась «крупнейшим передовым предприятием Москвы», а вот свободная конкуренция 1990-х, увы, положила конец успеху этого производства. В 1990-е помещения фабрики, в основном, сдавались в аренду, а последние несколько лет «Даниловская мануфактура» постепенно превращается в офисный лофт – вся ее территория реконструируется под бизнес-центры, коммерческие площади и апартаменты. Пожалуй, самым известным проектом, реализованным в рамках этой концепции, стал БЦ «Даниловский форт» Сергея Скуратова, отмеченный многими архитектурными наградами. Также здесь работали такие компании, как Архитектурная мастерская Сергея Эстрина, бюро Project_Z и мастерская «Сити-Арх». Управляет «Даниловской мануфактурой» компания KR Properties, которая проводит отдельные закрытые тендеры на реконструкцию каждого из объектов бывшей промзоны.

Прядильно-ткацкая фабрика «Гардтекс» / 1.5 га, 2010
Закрытый архитектурный конкурс на лучший проект жилого комплекса на месте фабрики, проведенный в 2010 году, стал лишь одним из этапов освоения этой площадки и, как это ни парадоксально, фактически никак не повлиял на ее дальнейшую судьбу. К участию в конкурсе были приглашены 4 архитектурных бюро – «Сергей Скуратов Architects»,  ТПО «Резерв», «Богачкин и Богачкин»  и «Сергей Киселев и Партнеры». Последнее было знакомо с площадкой гораздо раньше (впервые к работе над участком на Саввинской оно было приглашено в 2002 году и по соседству успело построить прекрасный жилой дом, удостоившийся многих профессиональных наград), однако во второй тур не вышло. Три других бюро, наоборот, получили от организатора конкурса уведомление о скором проведении финала состязания, однако на этом его история и закончилась: спустя несколько месяцев архитекторы узнали, что разрабатывать концепцию реконструкции «Гардтекса» приглашено бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры».

Московский картонажно-полиграфический комбинат / 4,15 га, 2011
Закрытый конкурс на лучший проект реконструкции комбината в 2011 году провела компания AFI Development. Список участников не разглашается, хотя известно, что среди них были не только российские архитектурных мастерские, но и западные. Победителем стало бюро «Сергей Скуратов Architects», предложившее создать в бывшей промзоне своего рода кампус – удобный и стильный район, рассчитанный, в основном, на молодежь. Частью нового жилого комплекса стали промышленные постройки начала XX века, которые архитектор включил в проект по собственной инициативе, сохраняя «память места». Чрезвычайно эффектно смотрелся и предложенный «Сергей Скуратов Architects» новый пешеходный мост через Москву-реку, соединяющий квартал застройки с противоположным берегом и станцией метро «Автозаводская»: опоры ярко-красного цвета были «набраны» из отдельных полуовальных в плане пластин, а из воды навстречу им вырастали белоснежные полусферы. К сожалению, и этот мост, и сама идея кампуса так и остались на бумаге – в течение последующих двух лет победитель не раз перерабатывал проект по просьбе заказчика, постепенно повышая и класс жилья, которое планируется создать на Павелецкой набережной, и его плотность. 
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
Сергей Скуратов. Проект реконструкции московского картонажно-полиграфического комбината. Первоначальный вариант
© Сергей Скуратов architects

Бережковская набережная / 26 га, 2013
В марте этого года в Москве были подведены итоги конкурса на лучшее предпроектное решение архитектурно-градостроительного развития бывшей промзоны на Бережковской набережной. Участок общей площадью 26 га сегодня занят преимущественно складами и сервисами, а в будущем должен превратиться в многофункциональный район, насыщенный и жильем, и офисами, и всей сопутствующей инфраструктурой. Конкурс был закрытым, к участию в нем организатор –  инвестиционно-финансовая компания LIRAL – пригласил семь команд: «Архитектурное бюро Асадова», «Меганом», ТПО «Резерв», «АрхПроект-2», «Творческие мастерские» под руководством Михаила Шубенкова, а также авторские коллективы под руководством Павла Андреева (Моспроект-2) и Вадима Ленка (Моспроект-4). Победителем было признано бюро «Меганом», сделавшее ставку на стратегию постепенного перепрофилирования бывшей промзоны методом создания отдельных кластеров.
Концепция реорганизации промзоны на Бережковской набережной. «Проект Меганом»
Концепция реорганизации промзоны на Бережковской набережной. «Проект Меганом»

Садовые кварталы / 13 га, 2007–наст. вр.
Методом строительства отдельных кварталов-очередей с 2007 года реализуется проект «Садовые кварталы»  – жилой комплекс, который строится между станциями метро Фрунзенская и Спортивная на месте бывшего завода «Каучук». Девелопер – управляющая компания «Уникор» – начал работу над проектом с заказного конкурса на градостроительную концепцию развития территории. В нем победили две мастерские – «Меганом» и «Сергей Скуратов architects». Затем заказчики устроили собеседование и остановили свой выбор на мастерской Скуратова, которой было предложено разработать градостроительную концепцию и сделать проекты большей части домов. Оставшаяся часть, около 10 % от общего объема, поделена между другими известными архитекторами – уже упомянутым «Меганомом», а также группой «А-Б», Александром Бродским, Алексеем Куренным, Владимиром Плоткиным, Александром Скоканом и Сергеем Чобаном.
Садовые кварталы. “Сергей Скуратов Architects”
Садовые кварталы. “Сергей Скуратов Architects”

Красный Октябрь / 48 га, 2002–наст. вр.
До сих пор ведется дискуссия о будущем фабрики «Красный Октябрь», территорией которой с 2002 года управляет компания «ГУТА-Девелопмент». В 2003-м году было принято постановление правительства Москвы, утверждающее программу «Золотой остров». Проект обещал стать первым в центральной части Москвы примером комплексного развития территории: на 48 га острова собирались построить более 1 млн кв. м. недвижимости – в основном, жилья и офисов, однако реализовать столь амбициозный проект так и не удалось, хотя он несколько раз становился предметом конкурсов, в том числе и международных. К участию в них привлекались Жан-Мишель Вильмотт, Норман Фостер, MacAdam Architects, Jan Störmer and partners, Эрик ван Эгераат, но полученные проекты были столь экстравагантны и далеки от истории «шоколадного» острова, что проект передали в «Моспроект-2», который разработал градостроительную концепцию развития всей территории фабрики. После экономического кризиса 2008 года «Гута» вернулась к идее конкурсов, но уже закрытых и на отдельные небольшие участки – например, 16 E и 17 F, или 18-20G на Болотной набережной. Впрочем, и эти проекты пока остались на бумаге. В мае этого года появилась информация о том, что окончательно определена судьба лишь 15 га – кварталов № 360 и 361 на Берсеневской набережной, где будут построены жилье и объекты культуры.
Концепция строительства двух жилых зданий на Болотной набережной (территория «Красного Октября»). “Сергей Скуратов Architects”
Концепция строительства двух жилых зданий на Болотной набережной (территория «Красного Октября»). “Сергей Скуратов Architects”

ЗиЛ / 430 га, 2013
Среди проектов новейшего времени самым крупным и значимым для города, безусловно, является реконструкция территории завода «ЗИЛ» (430 га, см. подборку статей на эту тему). В начале 2012 года при поддержке Правительства Москвы был проведен международный конкурс с целью определения наиболее эффективного сценария развития территории АМО ЗИЛ. Запрос на участие был разослан в 27 ведущих архитектурных компаний России и мира, 17 из которых изъявили желание принять участие. Во второй тур конкурса  были отобраны 4 команды: Valode&Pistre (Франция), Mecanoo Architecten (Нидерланды), Uberbau Architecture and Urbanism (Германия) и «Проект Меганом» (Россия; см. рассказ о проектах, победивших в первом туре конкурса). Две последних и были признаны победителями конкурса, предложив в рамках своих концепций многообразие сценариев по интеграции депрессивных неэффективно используемых территорий в экономическую, общественную и культурную жизнь Москвы. Впрочем, на этом конкурс не закончился – финалисты должны были доработать свои проекты и представить на окончательный суд жюри, но заключительное его заседание так и не состоялось. Параллельно с конкурсом по заказу Москомархитектуры ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» вел разработку проекта планировали ЗИЛ. Была проведена совместная работа проектного бюро «Меганом» и 15 зональной мастерской ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы», в результате которой концепция развития завода ЗИЛ была представлена мэру и одобрена.
Концепция реконструкции территории завода ЗиЛ. «Проект Меганом»
Концепция реконструкции территории завода ЗиЛ. «Проект Меганом»

***

Проведенный летом и осенью 2012 года при поддержке НИиПИ Генплана конкурс «Большая Москва» – фактически, не столько конкурс, сколько серия семинаров, гигантский мозговой штурм с участием множества иностранных знаменитостей и самых квалифицированных в градостроительных вопросах русских архитекторов, – показал, что реконструкция промзон остается одной из больных тем города. Пока что освоено немного, на карте города остается множество «серых» промышленных пятен, мешающих и жизни, и автомобильному движению. Конкурс на концепцию территории «Серпа и молота», инициированный архитектурным советом весной, – может стать одним из шагов в сторону цивилизованной работы с промышленными территориями. К концу года мы узнаем, чем он завершится.