Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

11.11.2013

Офис с видом

Алла Павликова
Объект:
Штаб-квартира компании Mail.ru Group
Адрес:
Россия, Москва. Ленинградское шоссе, 39
Архитектор:
Николай Миловидов
Мастерская:
UNK
Авторский коллектив:
Николай Миловидов, Анна Дыханова, Владимир Сагайдак, Ирина Колоколова, Александра Горина

Новый офис интернет-компании Mail.ru, созданный UNK Project.

В новое 27-этажное здание на Ленинградском проспекте Mail.ru Group переехала в конце августа, однако окончательно оформление штаб-квартиры этой одной из крупнейших интернет-компаний русскоязычного сегмента Сети закончено лишь сейчас. 

Общая площадь нового офиса – порядка 28 тысяч кв.м. Впрочем, одна из башен бизнес-центра SkyLight на Ленинградском проспекте была выбрана не только за достаточное количество площадей – едва ли не главным критерием в его пользу стало расположение: предыдущий офис Mail.ru Group находился практически в соседнем здании и больше всего компания не хотела потерять в ходе переезда часть сотрудников, которым могло быть неудобно ездить на работу в другой район Москвы.

Проект новой штаб-квартиры был выбран на конкурсе, который Mail.ru провели около двух лет назад. В нем участвовали целых 19 компаний, авторами лучшей концепции среди которых и были признаны UNK project. Как рассказывает главный архитектор проекта Николай Миловидов, ставка тогда была сделана на мобильное, максимально свободное и функциональное пространство – и по окончании строительства можно утверждать, что большая часть дизайнерских и концептуальных решений, предложенных UNK project на конкурсе, были воплощены в своем первоначальном виде. «Свое главное пожелание к будущему офису заказчик формулировал так: новая штаб-квартира должна стать эффективным инструментом HR, – говорит Николай Миловидов. – Иными словами, он должен был быть настолько хорош и удобен, чтобы не меньше, чем финансовые условия, служить поводом прийти на работу в Mail.ru. И как нам кажется, нам удалось сделать его во всех смыслах притягательным».

В числе основных «социально привлекательных» функций нового офиса – универсальный спортивный зал (единственный в России внутри офиса с размерами, подходящими для игры в футбол), который при желании легко превращается в конгресс-холл на 585 мест, собственный фитнес-центр площадью 600 кв.м с тренажерным залом и помещениями для групповых занятий, кинотеатр.Универсальный зал, кстати, изначально был задуман как подвесной: существующий объем использовался для спорта, а для организации конференций по нажатию кнопки наклонный амфитеатр должен был опускаться в центр зала прямо с потолка, одновременно образуя и зал и фойе. «Эта идея была нами тщательно технически проработана (помог опыт проектирования театров), и отказаться от нее пришлось только из-за отсутствия понятия о подвесных помещениях массового пребывания людей в действующей нормативной базе», – говорит Николай Миловидов. Универсальность – это вообще один из коньков офиса. Спортивный зал и кинотеатр превращаются в конференц-залы, переговорные – в кабинеты и наоборот, а любая белая вертикальная поверхность, будь то стена, колонна или дверца шкафа, служит маркерной доской в нескольких шагах от любого рабочего места или кресла в переговорной.

Здесь же, рядом с пространствами малого и большого атриумов размещены все переговорные комнаты и зоны отдыха, а также ресторан и стойка по производству свежевыжатых соков. Николай Миловидов подчеркивает, что проект предполагал создание максимально «градуированного» пространства с точки зрения возможностей для индивидуальной и коллективной работы. Взять хотя бы круглые диваны в зоне «лаунж»: внутри дивана все нацелено на активное общение, а снаружи, напротив, можно тихо посидеть одному с чашечкой кофе. В здании есть даже такие места, где тебя никто не найдет – например, небольшие ниши в стенах, куда можно забраться с ноутбуком.

Важно, что все общественные зоны максимально открыты. Их стены выполнены из стекла, так что каждый потенциальный сотрудник, идя на собеседование, с первого своего посещения офиса видит все, что Mail.ru может предложить своей команде, кроме работы: покачать «железо», позаниматься йогой, выпить свежевыжатый сок или комфортно покурить в курилке. В этот же атриум обращен и один из офисных этажей, поэтому можно увидеть и «свое» рабочее место.

Принцип максимальной прозрачности и открытости положен и в основу планировок «рабочих» этажей. С одной стороны, это сделано ради создания максимальных возможностей для коммуникаций сотрудников, а с другой – ради потрясающих видов Москвы, которые открываются из башни на Ленинградке. «Тема открытости и прозрачности стала своего рода дизайн-кодом этого офиса, и все остальные дизайнерские решения основаны на том, чтобы «вид был всегда с тобой», – комментирует Николай Миловидов. Сохранить вид для каждого из этажей помогает планировка open-space – любому сотруднику всегда открывается захватывающая перспектива Москвы. И только на самом верхнем VIP-этаже архитекторы были вынуждены в отдельных случаях сделать глухие перегородки, но их закрыли зеркалами, так что иллюзия бесконечного пейзажа сохранена и здесь. Интересно, что даже у президента компании вид хуже, чем на reception на этом этаже – он сознательно пожертвовал шикарным видом ради первого впечатления для своих гостей.

Однако вернемся на типовой офисный этаж. Рабочие пространства свободно располагаются вокруг лифтовой шахты, но для того, чтобы придать им индивидуальность и помочь сотрудникам ориентироваться, каждый из этажей архитекторы делят на две части и обозначают их либо оранжевым, либо синим тоном – фирменными цветами Mail.ru. А вот мебель выбрана нейтрального белого цвета, и только разноцветные пуфы кое-где «разбавляют» его. Столы сотрудников скомпонованы в виде ромашек или звездочек, как их называют сами архитекторы. И хотя столь необычная конфигурация рабочих мест сначала кажется более затратной с точки зрения пространства, чем традиционные «каре» и «линейки» из столов, UNK project смогли с их помощью обеспечить нужное количество рабочих мест на этаже. Главным преимуществом «ромашки», как поясняет Николай Миловидов, стало то, что все сотрудники сидят по кругу относительно соседа и для общения с коллегой или даже всей проектной командой сразу достаточно просто развернуть кресло на 90 градусов.

Между собой кластеры разграничены весьма условно, с помощью белых геометричных «занавесок», да и те висят не везде, а только там, где они понадобились самим сотрудникам. Кроме того, на каждом этаже предусмотрены индивидуальные стеклянные сборно-разборные «кубики», которые могут служить переговорными или кабинетами для тех, кому в работе необходимо уединение. Их площадь составляет 12 кв.м, а габариты элементов строго соответствуют размерам существующего грузового лифта в здании, так что в разобранном виде эта комната может легко перемещаться между этажами. Для типового этажа площадью 800 кв. м UNK project предусмотрели 4 стандартные точки подключения «кубика» к инженерным коммуникациям, что позволяет очень быстро «возвести» дополнительный кабинет практически в любом требуемом месте.

Архитекторы с гордостью подчеркивают, что штаб-квартира Mail.ru – это, во-первых, самый спортивный офис в Москве (общая площадь пространств для тренировок превышает 1000 кв.м), а во-вторых, самый продуманный офис с точки зрения организации пространства для разных уровней общения. Так же фактически каждое его помещение имеет несколько возможных вариантов использования как для работы так и вне ее, а из многочисленных «фишек» для сотрудников складывается уникальный образ компании в целом.