Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

12.09.2013

«Огромный вызов»

Мастерская:
Designed by Erick van Egeraat
OMA
СПИЧ

Проекты всех четырех участников конкурса на Малый Мраморный дворец в Санкт-Петербурге: Жана-Мишеля Вильмотта, Эрика ван Эгераата, Рема Колхаса и Сергея Чобана.

Результаты общественного голосования по вопросу общей оценки проектов. Фото: eu.spb.ru
Результаты общественного голосования по вопросу общей оценки проектов. Фото: eu.spb.ru

Вчера вечером, 11 сентября был объявлен победитель конкурса на приспособление Малого Мраморного дворца в Санкт-Петербурге под нужды современного образовательного учреждения. Им стал французский архитектор Жан-Мишель Вильмотт. В своей речи архитектор назвал конкурсный проект «огромным вызовом».

В конкурсе, инициированном Европейским университетом в Санкт-Петербурге весной 2013 года, участвовали четыре «звезды»: Жан-Мишель Вильмотт (Wilmotte & Associés), Эрик ван Эгераат (Designed Erick van Egeraat), Рем Колхас (OMA) и Сергей Чобан (SPEECH).

В Малом Мраморном дворце Петербурга должно появиться современное международное образовательное пространство и новый центр городской активности: важная городская площадка для научных и культурных мероприятий. Среди задач, поставленных перед конкурсантами, значилось бережное отношение к историческому памятнику и городскому контексту, гармоничное сосуществование нового со старым.

Публикуем проект победителя конкурса, Жана-Мишеля Вильмотта, а также проекты трех других участников.
 

Жан-Мишель Вильмотт. Победитель конкурса
«Здесь есть возможность привнести что-то новое, работая при этом в историческом здании. И это огромный вызов! Очень важно сделать пространство более ясным, сохраняя и уважая при этом историю здания».
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
В своем проекте Жан-Мишель Вильмотт предлагает вернуть зданию зеленые пространства и территории, в частности, сад, который, располагался здесь до 1910 года. Внутренний двор университета перекрывается в проекте стеклянной крышей и служит своеобразным буфером, накопительным пространством для пяти больших аудиторий, также расположенных в первом этаже.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Еще одной отличительной чертой проекта французского архитектора стало решение убрать позднейшие советские надстройки и добавить стеклянные элементы в крыше для лучшей освещенности. На верхнем этаже расположится библиотека с читальным залом, в которую естественный свет будет попадать через стеклянную конструкцию крыши.
 
На втором этаже планируется расположить висячий сад, учебную аудиторию в бывшей часовне и исследовательский центр. А на третьем – учебные аудитории и кабинеты профессоров.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Жана-Мишеля Вильмотта. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

По словам Вильмотта, его основной задачей было внести в историческое здание как можно меньше изменений.
 

Эрик Ван Эгераат
«Сохранение исторических пространств при одновременном использовании всех достижений современной архитектуры».
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

По мнению Эрика ван Эгераата, чем меньше ты делаешь, работая с исторической средой, тем лучше. Поэтому в своем проекте он ограничился минималистским подходом: фасады, например, остаются практически неизменными. Основная задача заключалась в том, чтобы «открыть пространство», избежать, по возможности, маленьких комнат, лесенок и переходов. Но при этом Эгераат планирует не только максимально сохранить исторические интерьеры, но и полностью их отреставрировать.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

В проекте предусмотрены зеленые крыши и террасы, а также серия дворов – все это сделает, по мнению автора, более привлекательным пространство первого этажа. Главный двор – крытый, два других остаются открытыми.

По словам Эгераата, можно приспособить здание для нужд университета не прибегая к серьезному вмешательству, создав больше общественных пространств: например, библиотеку, которая будет окружать пространство открытого двора. На верхнем этаже планируется разместить кафе, компьютерный центр и аудитории.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Эрика Ван Эгераата. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

В своем проекте Эрик ван Эгераат использует энергосберегающие технологии обогрева и вентиляции, что позволит на треть сократить электропотребление.
 

Рем Колхас
«Задача заключалась в том, чтобы трансформировать одно из важных исторических зданий в Петербурге из бывшего монархического дворца в современное здание образовательного учреждения».
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

Рем Колхас перемещает основной акцент на организацию просторных общественных пространств внутри университета. По проекту ОМА, здание состоит из пяти уровней. К существующей ситуации архитекторы добавили дополнительные пространства, которые в свою очередь, складываются в горизонтальную и вертикальную структуры.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

Горизонтальная структура находится на уровне 3,5 метров. В ней, в частности, будет расположена аудитория со стеклянной крышей. В состав вертикальной структуры, объединяющей все уровни горизонтальных пространств единым общим элементом, входит 80% лестничных пролетов.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Рема Колхаса. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

На первом этаже планируется разместить спортивные помещения, а выше – помещения для проведения выставок. Все факультеты предлагается объединить в единый блок, для чего необходимо снести несколько перегородок, внести ряд изменений в расположение окон.
 

Сергей Чобан
«Не должно быть ощущения, что внешний объем сохранен, а изнутри здание выпотрошено, необходимо сохранить объемы, которые создают силуэт, делающий здание сложившимся ансамблем».
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

В своем предложении приспособления Малого Мраморного дворца Сергей Чобан старался сохранить атмосферу старого петербургского особняка, а «стержнем» проекта он назвал использование идеи петербургских дворов-колодцев. По мнению Сергея Чобана, слагаемыми успеха нового проекта должны стать открытость пространства и концентрация активности вокруг двора, что позволит улучшить коммуникацию между различными подразделениями университета.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.
Проект Сергея Чобана. Иллюстрации предоставлены организаторами конкурса.

Архитектор также предложил ввести новые элементы, закрепив их внутри старого здания с помощью металлоконструкций, не касающихся стен. Такое конструктивное решение позволит увеличить пространство на 2 тысячи квадратных метров и расположить здесь кафе, залы и атриум.

составитель Настя Маврина