Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.08.2013

Блоги: 22–28 августа

Наталья Коряковская

В новом обзоре блогов читайте о том, почему музейный комплекс ГЦСИ переехал на Ходынку, что кроется за популярными проектами столичной мэрии и где стоит самая старая в Москве остановка трамвая.

Самая старая трамвайная остановка в Москве. Источник: zyalt.livejournal.com
Самая старая трамвайная остановка в Москве. Источник: zyalt.livejournal.com

Новый конкурс на музейно-выставочный комплекс ГЦСИ продолжает сеять сомнения в среде архитекторов и арт сообщества. В логике очередного творческого соревнования накануне разбирался в своем блоге Михаил Белов. Организацию международного конкурса с открытой фазой длиною в месяц Белов считает издевательством, поскольку «за пару недель сбацать концепцию символа современного российского искусства» явно не под силу ни студентам архитектурных вузов, ни «работающим на дядю архитекторам». Т.о. самая важная, по мнению Белова, открытая часть соревнования ужата до формальности с тем, чтобы быстрее отсеять ненужных конкурсантов и приступить к «любимой, ясной, понятной» закрытой части.

Впрочем, возможно, что формален не только конкурс, но и его цель, продолжает Михаил Белов в комментариях на Фейсбук. Совсем недавно Юрий Аввакумов писал о переносе проекта с Бауманской на Ходынку как о явной нелепости, а вот, по мнению Михаила Белова, с позиции власти все очень логично: новый музей – это пять процентов от объемов запланированного там циклопического торгового центра, своего рода культурное бремя для инвестора ритейла, а фактически «архитектурная казявка на теле архитектурного монстра», пишет автор блога. Прагматичнее было бы даже льготно сдавать часть торговых помещений под разовые акции ГЦСИ, замечает Белов, чем вот так архитектурно «припорошить снежком современного искусства» очередной ритейл, появившийся там, кстати, под сурдинку уже канувшего в лету музея авиации.
ТРЦ Авиа Парк на Ходынке. Источник: skyscrapercity.com
ТРЦ Авиа Парк на Ходынке. Источник: skyscrapercity.com
О других популярных проектах московской мэрии Михаил Белов на днях услышал из круглого стола с участием С. Собянина, С. Кузнецова, Г. Ревзина, Ю. Григоряна и др., показанного накануне по каналу «Россия 24». Снова «светски болтали» о парках и набережных, комментирует Белов, оставив за скобками самые больные вопросы нынешней градполитики, вроде деятельности Городской земельной комиссии или давления на архитекторов «ига стройкомплекса», о котором напомнил Григорий Ревзин.

Тем временем, те самые популярные проекты, которыми администрация Собянина прославилась за последние годы, по мнению блоггера Олега Козырева, на деле оборачиваются популистскими. Так, под видом благоустройства уничтожаются особо охраняемые природные территории, строящиеся транспортно-пересадочные узлы оказываются торговыми комплексами и «удавками» для трафика, а решение мэрии массово надстраивать пятиэтажки ведет к тому, что тихие зеленые дворы хрущевок станут похожими на Новокуркино, заключает Козырев. В комментариях автору, однако, заметили, что все перечисленное в основном – «заслуга» не Собянина, а его предшественника, при котором появились и первые ТПУ, и типовые проекты надстройки пятиэтажек. Причем, последние, по мнению Юрия Тимчука, не так уж плохи, заимствуют немецкий опыт и реализуются только с согласия жильцов. А пользователь Alex Ordo напомнил, что объекты ТПУ отходят инвестору как обременение, поэтому нечего удивляться появлению рядом коммерческих объектов.
ТПУ на м. Планерная. Фото: alefmex.ru
ТПУ на м. Планерная. Фото: alefmex.ru
О новом освещении в проекте реконструкции пермской набережной в это время пишет в своем журнале Денис Галицкий. Блоггер рассуждает, какой тип светильников ей больше подойдет: современные дизайнерские, с направленным светом, или традиционные фонари, создающие привычную гирлянду огней с эффектным отражением в воде. На опытные образцы первых местные власти уже потратились, однако Денис Галицкий пишет, что «это просто кустарный ужас уровня остановок Артемия Лебедева». – «Как висельные, с колючей проволокой, как приграничные, вполне, – соглашается пользователь perfectmixer. – Они допустимы в естественных ландшафтах западной деревни или как дизайнерский тренд в геометрии»; но в условиях набережной предложенные в проекте светильники совершенно неуместны, заключает блоггер.

А блоггер и пропагандист пешеходного города Илья Варламов пишет о самой старой сохранившейся в Москве трамвайной остановке. Варламов нашел ее в Красностуденческом проезде. К слову, сохранившейся ее можно назвать с натяжкой, поскольку от оригинального сооружения в результате пожара остались лишь металлические колонны с решеткой; зато они, как пишут, то ли 1926 года постройки, то ли даже 1886-го, «когда здесь провели линию парового трамвая, или, как его ласково называли, паровичка», уточняет Варламов. Блоггеры нашли, что остановка изящна, вполне стоит старых павильонов парижского метро и даже могла бы стать основой для аналогичных современных проектов.
Самая старая трамвайная остановка в Москве. Фото: Илья Варламов,  zyalt.livejournal.com
Самая старая трамвайная остановка в Москве. Фото: Илья Варламов, zyalt.livejournal.com

Изучением более глубокой древности, тем временем, занялись в посвященном старинной Вологде сообществе ВКонтакте, где появилось видео трехмерной реконструкции местного деревянного Кремля времен Ивана Грозного. А в блоге u1ver.livejournal.com появились изображения проекта главной высотки нового комплекса «Грозный-Сити 2», которую называют башней «Ахмат». Идущий на рекорд 400-метровый небоскреб будет напоминать традиционную чеченскую средневековую башню. Впрочем, в сети проект назвали некрасивым и слишком буквально воспроизводящим образы национальной архитектуры.
Реконструкция деревянного кремля Вологды. Фото из сообщества vk.com/club17191997
Реконструкция деревянного кремля Вологды. Фото из сообщества vk.com/club17191997
Проект башни «Ахмат» в комплексе «Грозный-Сити 2». Из блога  u1ver.livejournal.com
Проект башни «Ахмат» в комплексе «Грозный-Сити 2». Из блога u1ver.livejournal.com