Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.08.2013

Дмитрий Наринский: «Надо возрождать опыт отечественной школы композиционных решений»

Ксения Богачева

Об опыте Национальной школы молодых планировщиков (YPPN 2013), о модернизации градостроительной политики и международном опыте.

Дмитрий Наринский. Фотография предоставлена RUPA
Дмитрий Наринский. Фотография предоставлена RUPA
В Ульяновске с 7 по 12 июля работала Национальная школа молодых планировщиков – учебный проект, организованный RUPA (НП «Объединение планировщиков») и ISOCARP (Международное общество городских и региональных планировщиков). Школа собрала молодых российских градостроителей во второй раз, впервые это произошло в июне 2012 года в подмосковном городе Пущино. Работа проходила под руководством вице-президента ISOCARP – Петра Лоренса (Piotr Lorens) и двух тьюторов: Джийсбрехта Вольфса (Gijsbrecht Wolfs) и Агатино Риццо (Agatino Rizzo).

Руководитель координационного комитета НП «Объединение планировщиков» Дмитрий Наринский поделился с нами размышлениями о задачах нового учебного проекта и о том, как формирование новой профессии поможет решить проблемы российских городов.

– Для начала хотелось бы спросить: какова ситуация в современной России с городским планированием? Почему это настолько важно?


– В последние годы в России базовые принципы градостроительства кардинально изменяются. Изменения, происходящие в обществе, требуют модернизации градостроительной политики. А осуществляться она должна и на федеральном, и на региональном, и даже местном уровне.  

– Что уже сделано для решения этих задач?

– Наше объединение (RUPA – прим. ред.) в 2011 году подписало соглашение о долгосрочном сотрудничестве с Международным обществом городских и региональных планировщиков ISOCARP. Его цель – знакомить российских специалистов с международным опытом и методологией территориального планирования.

Работавшая этим летом в Ульновске «Национальная школа молодых планировщиков» (Young Planning Professionals National Workshop) – результат сотрудничества RUPA, ISOCARP и администрации области, которая сейчас делает многое развития градостроительной практики в России и углубления международных контактов в этой сфере. В работе школы участвовали два иностранных эксперта из ISOCARP.

– Почему важно привлечение международных специалистов?


– Градостроительство как сфера деятельности в современной России всегда относилась к архитектуре и строительству как некая их компонента, то есть, в общем-то, зависимый элемент. А во всём мире эта деятельность давно сформировалась в самостоятельную и именуется планированием (planning). Отсутствие институализации профессии планировщика в России серьезно тормозит развитие наших городов, и сегодня одной из основных задач  является формирование новой профессии, нацеленной на создание благоприятной среды проживания. В связи с этим привлечение международного опыта особенно важно.

– Каковы результаты работы Национальной школы молодых планировщиков в Ульяновске?

– Особенное внимание уделялось вопросам urban design. Участники продемонстрировали, что могут сочетать решение вопросов функционального зонирования территории и пространственно-композиционных задач, которыми славилась отечественная школа в советский период. В ходе работы с тьюторами ISOCARP стало ясно, что эти утерянные в российских реалиях вопросы актуальны для современного процесса градостроительного проектирования, по крайней мере, в Европе точно.

– Так что, по-вашему, необходимо современному градостроительству в России?

– Начну издалека. Современное российское законодательство очень жестко описывает виды градостроительной документации, ее типологию и содержание. Но в этой палитре отсутствуют вопросы пространственных и композиционных решений в планировании города. Ведь в перечне обязательных компонентов территориального планирования стоят функциональное зонирование, объекты местного и регионального значения (в т.ч. инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры), границы населенных пунктов. Но все это в совокупности не дает окончательных решений по созданию общего видения развития города (vision в английском). Их решение лежит в области, обозначаемой термином urban design.

–  Стоит все-таки подробнее остановиться на том, что же такое urban design.

– Вот здесь мы сталкиваемся с серьезной терминологической проблемой. В мировой практике urban planning вбирает в себя различные виды деятельности, в том числе и urban design. Дословно на русский язык его можно перевести как «городской дизайн», но такой перевод совершенно не эквивалентен оригинальному значению термина.

Словосочетание «городской дизайн» в русских реалиях – это всего лишь дизайн городской среды, малые архитектурные формы. В английском же термин гораздо шире и подразумевает элементы градостроительного проектирования, связанные не с функциональными и инженерно-техническими решениями, а с принятием решений художественно-композиционного качества. Иными словами, это та творческая компонента, которая в нынешнем законодательстве почти исчезла. Упор идет на утилитарные функции, а композиция и художественный аспект просто теряются при формировании заказа и составлении тех-задания со стороны муниципалитета. И результаты не радуют заказчиков, что, в общем, предсказуемо. Это породило тенденцию приглашать иностранцев для разработки мастер-плана как интеграционного элемента, который сочетает и функциональное зонирование, и композиционные задачи. Соответственно, появляется необходимость развивать профессию планировщика в России, возрождать опыт отечественной школы в области композиционных решений, иначе говоря – обратиться вплотную к вопросам urban design в контексте российских реалий.

– Но вернемся к Национальной школе молодых планировщиков. Хотелось бы услышать больше о ее результатах и достижениях.


– Результат YPPN 2013 – четыре видения Ульяновска и, соответственно, четыре сценария его развития. Четыре команды участников представили свои проекты на следующие темы:  OneCITY – Creative city (Единый креативный город), TwinCITY – Self sufficient city (Биполярный самодостаточный город), NetworkCITY – multichoice city (Сетевой город с широким выбором возможностей), RiverCITY – Landscaped city (Ландшафтный город на реке). Все концепции получили свое отражение в финальной презентации, которая уже размещена на сайте НП «Объединение планировщиков».

Эта совместная работа 20 молодых специалистов из 15 городов от Омска до Санкт-Петербурга с международными тьюторами будет представлена на конгрессе ISOCARP в Брисбене (Австралия) в этом году, куда поедут двое из четырех победителей – Владимирова Анна (Ульяновск) и Колесова Евгения (Санкт-Петербург).

И пусть какие-то решения молодых специалистов покажутся спорными, но Школа – YPPN 2013 показала большой потенциал развития Ульяновска и значительный веер возможностей. Мы надеемся на продолжение эффективного сотрудничества.
От лица всех участников нашей программы мне хотелось бы поблагодарить руководство Ульяновской области и лично губернатора – Сергея Ивановича Морозова за возможность дальнейшего развития отечественной градостроительной школы.

беседовала: Ксения Богачева