Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

31.07.2013

Блоги: 25–31июля

Наталья Коряковская

Результаты конкурса на «Царев сад», новая постройка на Триумфальной площади и выделенные полосы для столичных пешеходов стали темами очередного обзора архитектурной блогосферы.

Очередной инициированный Москомархитектурой конкурс, призванный  улучшить архитектурное решение уже существующего проекта – гостиничного комплекса «Царев сад» на Софийской набережной – признали в сети крайне неудачным мероприятием. По мнению блоггеров, все предложенное конкурсантами оказалось ничуть не лучше авторского проекта «МАО – Среда», который, в итоге, как был, так и остался в роли генпроектировщика. Как комментирует Алексей Афоничкин, «авторы посоревновались в умении рисовать арки и завитушки», кто-то представил «проект-пятиминутку», кто-то, по словам Марии Трошиной, сделал «под Чобана», и в целом впечатление вышло самое удручающее. Ярослав Ковальчук считает, что дело в отсутствии градостроительного решения на этапе ТЗ, а Василий Гнучев – в организации самих конкурсов, которые, по словам пользователя, превращаются «в какой-то бессмысленный спорт: «выиграть нельзя участвовать» – поставьте запятую где считаете правильным».
 
Зато Михаил Белов, как ни странно, находит конкурс позитивным, поскольку среди его участников наконец-то появились «разные по мировоззрению архитекторы» и коллеги из Петербурга, а на фоне «бюро-баронов» впервые работал «отдельный архитектор», не принадлежащий столичному «майорату». Полезный урок, по мнению архитектора, в этот раз получил и заказчик, который, по словам Белова, «убедился, что ему придется оплачивать сомнения и в невозможности выбора, или отсутствие выбора вовсе. И это прецедент».

Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад». Проект ООО «МАО – Среда». Источник: zodchestvo.com
Многофункциональный гостиничный комплекс «Царев сад». Проект ООО «МАО – Среда». Источник: zodchestvo.com

Голландский архитектор, куратор и издатель Барт Голдхорн, человек, уже много лет формирующий медиа лицо современной российской архитектуры, между тем, давно подозревал, что построить что-то в России трудно – «ответственности слишком много, а свободы слишком мало». Блоггеры, конечно, не прошли мимо его интервью порталу art1.ru, и, в частности, высказывания о российских городах, в которых «существует изобилие общественного и не хватает именно частного». Например, в сообществе RUPA это расценили как призыв бороться с изобилием общественных пространств, чтобы, как пишет Надежда Пахмутова, «добиться латиноамериканских показателей: три квадратных метра сквера на жилой квартал в гектар, остальное озеленение – за глухими заборами вилл», тогда как в России, продолжает пользователь, «нет функциональной необходимости мерить землю носовыми платками даже при капитализме». А вот Александру Антонову слова Барта Голдхорна о том, что нужно добиваться качества, а не количества, понравились: «Мало объявить какую-то территорию общего пользования, надо за нее нести ответственность – ухаживать, поливать, чинить», – пишет пользователь. – «При этом социум у нас идет как раз к  модели, когда все благоустройство – частное и за высоким забором».

Не осталось без внимания блоггеров и неожиданное интервью одиозного Юрия Лужкова телеканалу «Дождь». Кто-то даже понастальгировал о временах «крепкого хозяйственника»; например, Marina Mityushina критикам экс мэра заявляет, что они «видимо, Москву до Лужкова не застали», поскольку только ему было под силу расселить столько коммуналок, бараков и хрущёвок. «Ушел бы Лужков году в 2002-2004, ему бы только спасибо говорили, – добавляет chuck_and_geek. – За то, что город после разрухи конца 80-х – начала 90-х стал чище и дороги лучше».

Кстати, Лужкова во главе столицы давно нет, а градостроительные курьезы остались: на днях в блогах прокатилась волна ироничных комментариев по поводу внезапного появления на Триумфальной площади летнего кафе «Чайхона №1». «Акция «Стратегия «Чайхона-1» согласована мэрией Москвы с Эдуардом Лимоновым», – иронизирует, например, Алексей Бескоровайный. ««Чайхона №1» на Триумфальной – большая победа Совета по общественным пространствам», – пишет Alexander Vinokurov. «Разрешение устанавливать в центре Москвы летние кафе без одобрения архитектурного проекта – это комплимент торгашам и плевок в душу местным жителям», – добавляет markizy_sunrise. А автору блога, Илье Варламову, между тем, припомнили его же собственные слова про «оживление» общественных пространств летними кафе; пользователь delicios, например, жалуется, как столики и террасы буквально перегородили новую пешеходную зону на Кузнецком мосту.

Но еще больший курьез вышел с новой пешеходной зоной между улицами Гарибальди и Крупской, где на тротуаре появилась первая в столице выделенная полоса для … пешеходов! «За хождение по обочине – штраф, выход на встречную полосу для обгона в отсутствие разрешающего знака запрещен, не говоря уж о том, что остановка разрешена только в специально отведённых местах», – то ли в шутку, то ли всерьез пишет автор блога victorborisov. Новость оказалась настолько нелепой, что  в начале ее приняли за фотошоп и даже произведение в жанре street art, как пишет на RUPA Юрий Горинов. Однако история настоящая – в управе, как отмечает victorborisov, таким образом решили показать направление прогулки из одной парковой зоны в другую. Впрочем, через пару дней там, видимо, осознали глупость и замазали часть разметки битумом. Как комментирует anderson_mike, «эта пешеходная зона цветочки по сравнению с тем, что собирается сделать префектура ЦАО на старом Арбате», где, по сведениям блоггеров, собираются внедрить скоростную выделенную полосу для спешащих пешеходов. Кстати, это далеко не первая провальная затея в нелегком деле «пешеходизации» столицы: блоггеры вспоминают неудачный опыт велодорожки на Проспекте Вернадского, которую сначала нарисовали на проезжей части, затем перенесли на тротуар, а потом перерыли и его.

Про цивилизованное благоустройство остается читать в блогах городских активистов: в журналах Ильи Варламова и ternovskiy.livejournal.com накануне появились предложения по реконструкции улиц Маросейка и Покровка. Авторы предлагают расширить тротуары и ограничить парковку в пользу пешеходов. «Городские Проекты» при этом намереваются добавить еще и дополнительную полосу для троллейбусов, разместив остановки по центру дороги. Впрочем, в среде блоггеров единого мнения на этот счет не оказалось. Например, пользователю zhoolka идея «сузить проезжую часть для автомобилей до одной полосы для того, чтобы сделать тротуар шире проезжей части» кажется как минимум странной. kamasov недоумевает, зачем расширять тротуар, если тут же снова сузить деревьями и лавочками, а gistory считает, что у района нет туристического потенциала и запретить там парковку означает, что местные заведения вовсе потеряют интерес для посетителей.

Тем временем, в не утихающих дискуссиях о Зарядье на Йополис.ру появилось новое оригинальное мнение, автор которого, Петр Мирошник, предлагает вообще отменить по нему творческий конкурс. «Творчеству здесь не место», – заявляет автор, из-за слишком серьезных ограничений в виде многочисленных памятников архитектуры и археологии; «а парк – это такая странная субстанция, которая вполне может возникнуть без специального проекта, просто вырасти из земли», – заключает Петр Мирошник.

А в блоге Сергея Эстрина появилась как всегда оригинальная тема – на этот раз про живопись старых мастеров. Под впечатлением от музея Франса Халса в Харлеме Эстрин пишет о том, как на самом деле легко отличить портреты старых голландцев от итальянской школы. Для этого достаточно посмотреть на современно одетых «на выход» женщин: голландки, как и 400 лет назад на строгих портретах, будут по-протестантски скромны, а итальянки – напоминать о полотнах Тициана, где «даже святые каялись, исключительно убедившись в том, что вся упругость обнаженной плоти отчетливо различима в луче теплого света», – замечает Эстрин.