Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.12.2007

«Генплан социальной направленности»

Решается судьба генплана Москвы до 2025 года: в течение двух месяцев с 12 ноября по 12 января во всех районах города проходят выставки проектов актуализированного генплана и публичные слушания, в результате которых он будет либо принят, либо нет. Один из авторов генплана Олег Баевский по приглашению Центра современной архитектуры (ЦСА) рассказал о том, почему возникла потребность в его актуализации, и какие направления намечены как приоритетные

Олег Баевский
Олег Баевский

Нынешний генплан Москвы был принят в 1999 году, а в 2005 – утвержден законом «О Генеральном плане города Москвы». Одновременно с утверждением приняли решение о его актуализации, то есть улучшении, каковое и было поручено НИиПИ Генплана. Ответственным за разработку стал замдиректора этого института Олег Баевский, который по приглашению ЦСА прочитал 12 ноября лекцию о новом генплане.

По словам Олега Баевского, генплан 1999 года – первый постсоветский градостроительный план, был основан на устаревших исследованиях восьмидесятых – девяностых. За прошедшие годы изменились отношения Москвы с областью, был принят новый градостроительный кодекс, а главное – город насытился инвестициями. Поэтому старый «генплан возможностей», ориентированный на привлечение капиталов, сейчас переориентируется на социальные проблемы. Приоритетами актуализированного градплана названы «экологическая, санитарная и техническая безопасность города, сохранение культурного и природного наследия, предоставление социального значимых объектов и надежность функционирования инженерной и транспортной системы».

В связи с этим актуализированный генплан предполагает изменение некоторых «особо охраняемых границ». Так, общая площадь «природных зон» в нем увеличена с 17 до 23 тыс. га, «территории объектов культурного наследия» – с 6,9 до 10 тыс.га, а «зоны охраны объектов культурного наследия» – до 55 тыс. га.

Среди социальных проблем лидер – жилье. Сейчас 40% всего, что строится в городе – это т.н. «инвестиционное» жилье, то есть предназначенное для последующей продажи. Актуализированный генплан предполагает увеличить фонд социального жилья не менее чем на 2 млн. кв. м., сделав соотношение коммерческих/социальных жилплощадей в городе равным 40/60. Что касается ветхого жилья, то по словам Олега Баевского, оно какими темпами выходит из строя, что стройиндустрия с ним справиться не может и его объем планируется по возможности сократить – до 10 процентов.

Одной из острых проблем Москвы Олег Баевский назвал ее замкнутость в собственных границах, которые «больше не будут расширяться», поэтому развитие города возможно только за счет внутренних резервов. Один из таких резервов – производственные  территории в за Третьим транспортным кольцом. Многие, хотя далеко не все предприятия будут выводиться, а их территории станут основными площадками для нового строительства, как коммерческого, так и жилого. Те производства, которые сохранятся, по заверению Баевского, должны стать примерами интеграции производства, бизнеса и высшей школы. Периферийная зона Москвы, в отличие от активной срединной части, должна стать «легкими города», роль которых ранее исполнял зеленый пояс вокруг МКАД, сейчас активно застраиваемый как областью, так и городом в целях все той же экономической отдачи.

Транспортные перегрузки, бич крупных городов, решаемый самыми разными способами начиная от перехода на общественный транспорт (самый яркий пример Амстердам), до введения платного въезда в центр города (Лондон), в Москве будет решаться несколькими способами. Пока еще в городе 60 % поездок совершается на общественном транспорте и поэтому на нем в генплане сосредоточен главный акцент. Одной из главных причин транспортной непроходимости Москвы названа медленная прокладка линий метро – на данный момент их дефицит составляет 650 км. Как сказал Олег Баевский, в лучшем случае денег найдется только на 450. Причем метро не будет соединяться с Московской областью, как этого хочет Подмосковье – «иначе в него уже не сможет сесть ни один москвич». Для соединения с областью предполагается активнее задействовать линии железной дороги, которые на территории города станут двухъярусными и на которые «посадят» скоростной городской транспорт. Также планируется поострить побольше дорог и мостов: будет построено Четвертое транспортное кольцо, а также Северная и Южная рокады.

Исторический центр, существенно изменивший свой облик в результате перевыполнения первоначального генплана «возможностей», по словам Баевского, «сохранит свое значение» – из него будет выведено все производство, а строительство будет сосредоточено за его пределами центра за третьим транспортным кольцом. Именно эти районы предложены под ударную застройку – там будут созданы новые ансамбли градостроительного значения, а также «кластерные элитные кварталы», преимущественно с высотной застройкой, стоящие на собственной инфраструктуре, которые предполагается разместить вдоль наиболее развитого луча – с юго-запада на северо-восток, то есть вдоль «красной» ветки метро.

Планы по жилищному строительству
Планы по жилищному строительству
Планы по дорожно-мостовому строительству
Планы по дорожно-мостовому строительству