Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.03.2013

Капсула дома

Анна Мартовицкая

24 марта в Москве завершился XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома».

XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Фотографии Анны Мартовицкой
XV Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома». Фотографии Анны Мартовицкой
На пятнадцатый год жизни фестиваль «Под крышей дома» решился сразу на несколько глобальных перемен. Во-первых, теперь он продолжается не пять дней, а целых десять, а во-вторых, его организаторы полностью отказались от коммерческой экспозиции. И если раньше вокруг знаменитого макета Москвы кучковались стенды производителей мебели и предметов декора, то теперь это пространство целиком отдано под фестивальную экспозицию, которая, по традиции, творчески исследует взаимоотношения человека с интерьером. В этом году ее куратором выступил художник Сергей Яралов, предложивший тему «Интерьер в чужом окне».
Выставка «Интерьер в чужом окне»
Выставка «Интерьер в чужом окне»

Вокруг макета на десять дней был построен целый лабиринт из замкнутых комнат площадью от 1 до 12 квадратных метров, заглянуть в которые можно было только через окна. Сергей Яралов намеренно выбрал самые что ни на есть лаконичные белые рамы, ведь окно в данном случае – лишь символ границы между внешним и внутренним, архитектурой, создающей лицо города, и интерьером, который видят только его обитатели. Это внутреннее наполнение повседневности и стало темой более чем 30 инсталляций, созданных как молодыми художниками, так и мэтрами.

«Места под солнцем». Наталия Хлебцевич
«Места под солнцем». Наталия Хлебцевич

Есть здесь и социально значимые высказывания (например, фотоколлаж Людмилы Крутиковой под названием «Одно окно», красноречиво иллюстрирующий то, как в Москве на самом деле функционирует хваленая служба единого окна, или инсталляция Тотана Кузембаева «Ушел бороться с коррупцией» в виде подвешенной к потолку шины с шипами от Swarowski), и культурно-просветительские (Григорий Капелян сделал целую подборку на тему «Окно в русской литературе»), но большая часть работ посвящена именно исследованию понятий «жилье», «уют», «приватное пространство». Кто-то, как, например, Вячеслав Колейчук, трактует внутреннее наполнение жилища как безграничный «Космос», кто-то, как Ирина Мызина, приоткрывает «Тайну гардероба», в котором, помимо одежды, живут очаровательные плюшевые мишки. Наталия Хлебцевич, наоборот, показывает в своей «комнате» хрупкие скорлупки полуразрушенных строений – постапокалиптический пейзаж, который, в зависимости от обстоятельств, может возникнуть по ту или другую сторону окна. Одним из экспонатов этой выставки стал и сам макет Москвы – к нему обращены сразу несколько окон, которые Сергей Яралов сопроводил развернутой справкой о знаменитой модели столичного центра. 

«Тайна гардероба». Ирина Мызина
«Тайна гардероба». Ирина Мызина
«Космос». Вячеслав Колейчук
«Космос». Вячеслав Колейчук
«Берлога». Тотан Кузембаев
«Берлога». Тотан Кузембаев

Выставка, структурировавшая пространство зала макета Москвы, стала прекрасным дополнением конкурсного раздела фестиваля – и с содержательной точки зрения, и как стильное обрамление очень пестрой основной экспозиции. Всего на конкурс в этом году было представлено рекордное число работ – более 150 интерьеров жилых и общественных пространств (т.е. собственно то, что «Под крышей дома»), а также проектов и построек загородных жилых домов (т.е. вид на эту самую крышу со стороны). Существенно расширилась и география фестиваля – помимо традиционных Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Перми, Курска, Иркутска и других российских городов, в этом году в нем приняли участие Таллинн, Вильнюс, Киев и Одесса, Кишинев, Уфа, Минск и даже Нью-Йорк. Ну, и самое отрадное: в этом году, впервые после довольно долгого перерыва, жюри «Под крышей дома» вновь вручило Гран-при. 
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013
Экспозиция фестиваля «Под крышей дома»-2013

Главный приз фестиваля по совокупности заслуг был вручен архитектору Алексею Козырю. Много лет выставляющийся в Доме на Брестской, Козырь в конкурсе-2013 участвовал сразу с тремя проектами – офисом Федеральной Службы Финансовых Рынков РФ», квартирой в высотке и камином в жилом доме в поселке Х-парк», – из которых жюри так и не смогло выбрать однозначно лучший. Объекты, разные по типологии и масштабу, объединены узнаваемой стилистикой Козыря – строгой и брутальной геометрией деталей, честной фактурой материалов, лаконизмом отделки.
Офис Федеральной Службы финансовых рынков РФ. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Офис Федеральной Службы финансовых рынков РФ. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Квартира в высотке. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря».
Квартира в высотке. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря».
Камин в жилом доме в посёлке Х-парк. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»
Камин в жилом доме в посёлке Х-парк. «Архитектурная мастерская Алексея Козыря»

Первое место в номинации «Реализованный жилой интерьер» также получил постоянный участник фестивалей Дома на Брестской архитектор Пётр Костёлов. Его «Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке» – это гостиная и кабинет, которые проектировщик разместил в дубовой капсуле. Облицовка панелями из светлого дерева и смягченные углы помещений позволили компенсировать нехватку естественного света и изначально очень узкую вытянутую форму этого помещения.
«Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке». Пётр Костёлов
«Oak tube. Деревянный туннель на Смоленке». Пётр Костёлов

На «Деревянный туннель» по стилистике очень похож и победитель номинации «Общественный интерьер» – «Sleepbox hotel Тверская» архитектурного бюро «Арх Груп». Слипбоксы, отделанные деревом или алюминием, — это небольшие, но оснащенные самым необходимым гостиничные номера, в которых могут провести ночь транзитные пассажиры. Изначально планировалось, что эти «капсулы для сна» будут устанавливаться прямо в аэропортах или на вокзалах, но потом из модульных комнат собрали целый отель, интерьер которого архитекторы оформили в стилистике космического корабля, нарочито никак не связанного ни с историей Москвы, ни даже с географией российской столицы.
«Sleepbox hotel Тверская». Архитектурное бюро «Арх Груп». Фотография Ильи Иванова
«Sleepbox hotel Тверская». Архитектурное бюро «Арх Груп». Фотография Ильи Иванова

Дерево активно используется и в отделке интерьера магазина «BIOSTORIA» (архитектор Анастасия Фришман), получившего первую премию фестиваля в номинации «Декорирование». Концепция этого магазина проста – здесь продается только экологически чистая продукция, от продуктов до косметики. Стеллажи же выполнены из грубо обтесанных бревен или бруса, аккуратные полешки —своего рода реклама экологичности представленного товара — лежат и на самих полках.
«BIOSTORIA». Анастасия Фришман
«BIOSTORIA». Анастасия Фришман

Триаду архитектурных номинаций фестиваля открывают «Детали», «золото» за которые в этом году получила «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева» за стильный дом «Макалун»
Дом «Макалун». «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Фотография Ильи Иванова
Дом «Макалун». «Архитектурная мастерская Тотана Кузембаева». Фотография Ильи Иванова

Лучшим реализованным загородным жилым домом жюри назвало «Дом на заливе» Андрея Тигунцева. Пожалуй, самое необычное в этом двухэтажном коттедже с криволинейным полностью остекленным фасадом, то, что построен он в Сибири, на берегу Иркутского водохранилища. Архитектору удалось преодолеть сопротивление сурового климата – и это достижение, пожалуй, само по себе действительно достойно награды, хотя в облике дома при желании можно найти немало параллелей с западными постройками.
«Дом на заливе». Андрей Тигунцев
«Дом на заливе». Андрей Тигунцев

И, наконец, лучшей концепцией коттеджного поселка 2013 года стала «VERSTA Art Village», спроектированная бюро «Гикало Купцов Архитекторы». Линейная деревня, как ее называют сами авторы, была придумана для Никола-Ленивца в рамках конкурса на проект создания там творческих резиденций. Непаханое поле, на котором планируется построить арт-кластер, и стало для архитекторов главным источником вдохновения – представив, как по нему первый раз проходит трактор с плугом, они использовали для размещения домиков и мастерских получившуюся борозду длиной с версту. Что важно, всего одну борозду – уместив на ней все объемы, необходимые заказчику, архитекторы смогли таким образом сохранить нетронутой большую часть поля. Это решение не было выбрано для реализации, но своей элегантностью и остроумием в итоге покорило жюри другого конкурса, что и принесло бюро  «Гикало Купцов Архитекторы» «золото» фестиваля «Под крышей дома». 

VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»
VERSTA Art Village. Архитектурное бюро «Гикало Купцов Архитекторы»