Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.02.2013

Пресса: 18–22 февраля

Мария Гончарова

Возможно ли качественное правовое градорегулирование в Москве, чем может быть опасна предстоящая застройка Екатеринбурга, какие проблемы возникают при реновации промышленных зон в России – об этом и не только читайте в свежем обзоре прессы.

Журнал «Проект Россия» опубликовал обстоятельное интервью с одним из авторов Градостроительного кодекса РФ Эдуардом Трутневым. Разговор шёл о наболевших проблемах правового градоуправления в Москве и Московской области. Эксперт отметил, что нынешняя столичная власть пошла по деструктивному пути своих предшественников, обратившись к практике ручного управления. Как пример – для присоединённых к столице территорий, вероятнее всего, будет принят «эксклюзивный» закон о земельных отношениях, позволяющий власти изымать любые земли под новое строительство. Кроме того, эксперт критически высказался о Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК), обозначил меры по налаживанию градорегулирования столицы и области, а также рассказал, как жители могут противостоять уплотнительной застройке.

Вместе с тем, «РБК daily» побеседовал с Владимиром Ресиным, экс-главой стройкомплекса Москвы и членом ГЗК. В отличие от Эдуарда Трутнева, депутат считает законопроект об изъятии земель жизненно необходимым для успешной реализации проекта «Большой Москвы».

Градостроительные вопросы обсуждались на неделе и в региональной прессе. Как написал «Актуально.ру», екатеринбургскую общественность взволновало известие о проведении общественных слушаний по проекту дальнейшей застройки города. По мнению горожан, реализация проекта приведёт к застройке парковых зон и сносу объектов культурного наследия. Между тем, в Перми, сообщил «Коммерсантъ», первое заседание градостроительного совета при губернаторе намечено провести до конца февраля. Его повесткой станет обсуждение Генплана города.

В продолжение темы градостроительства «Эксперт» посвятил статью проблемам реновации промзон в России. Успешного опыта ревитализации подобных территорий в нашей стране – единицы. Главная причина, по мнению издания, кроется в отсутствии чётких механизмов развития промзон, с одной стороны, и понимания того, что для каждого конкретного случая нужен индивидуальный план, – с другой. Также зачастую играет свою роль наличие в промзонах памятников архитектуры, плохая транспортная доступность, отсутствие механизмов взаимодействия власти, бизнеса и общественности. Во второй статье издание опубликовало 10 мифов, которые, по мнению советника гендиректора Cushman & Wakefield Ричарда Тибботта, мешают эффективному преобразованию промзон.

Активно обсуждалась в прессе транспортная ситуация столицы. «РБК daily» разместил мнение бельгийского урбаниста Пьера Лаконта, который считает, что Москве необходимо инвестировать средства в общественный транспорт, а не увеличивать число автодорог. «Муниципальные власти <...> склонны к переоценке числа голосов автомобилистов», – заявляет он, предлагая сосредоточить силы на развитии рельсового транспорта, в том числе метрополитена.

Однако, московские власти пока идут по пути наращивания количества и размеров магистралей. Так, в столице продолжается обсуждение реконструкции Ленинского проспекта. В интервью «Московским новостям» главный инженер НИиПИ Генплана Москвы Михаил Крестмейн рассказал о деталях проекта, в частности, почему магистраль будет бессветофорной, оборудуют ли на ней пешеходные переходы и пострадают ли при реализации проекта зелёные насаждения. Заверил: «на Ленинском проспекте приняли решение, что проезжая часть по направлению к жилым домам ни на один метр не сдвинется» и сообщил, что начало строительства запланировано на 2014 год.

А в Петербурге продолжается борьба за развитие велосипедной инфраструктуры. Велоактивисты города обсудили проблему приостановки программы развития велодвижения, – об этом сообщил «ЗАКС.ру». Вместе с тем, как передал «Мой район», губернатор Георгий Полтавченко заверил общественность, что от строительства велодорожек Смольный не отказался, а проект в данный момент проходит согласования.

Также на неделе московская пресса уделила внимание преобразованию общественных пространств. «Известия» рассказали о проекте благоустройства Крымской набережной, разработанном бюро Wowhaus совместно с Евгением Ассом. Концепция подразумевает превращение набережной в пешеходную зону с велодорожками, кафе и даже понтонной набережной. Проект, по информации издания, уже получил одобрение главного архитектора столицы.

Помимо этого, написал The Village, бюро Wowhaus разработало концепцию развития Бульварного кольца. А «ИТАР ТАСС» опубликовало статью о том, каким может быть московский культурно-выставочный кластер «Большая Волхонка».

В Санкт-Петербурге вопрос преобразования общественных пространств не менее актуален, чем в столице. Так, получила продолжение история с Апраксиным двором. «Невское время» сообщило, правда, с оговоркой о неофициальности данных, что после личной встречи губернатора Георгия Полтавченко с Олегом Дерипаской, владельцем «Главстрой СПб», стороны пришли к соглашению всё-таки продлить инвестиционный договор.

Немало публикаций на этой неделе было посвящено теме сохранения наследия. В Санкт-Петербурге на заседании Совета по культурному наследию обсуждали катастрофическое состояние памятников деревянного зодчества как в городе, так и в Ленобласти, а также планы по спасению построек – об этом написала «Новая газета СПб». Ok-inform сообщил, что на Совете также подняли вопрос о необходимости включения зданий, являющих яркий пример советской архитектуры второй половины XX века, в перечень охраняемых государством объектов.

И в заключение несколько хороших новостей, касающихся сохранения наследия. «Коммерсантъ» проинформировал, что Мосгордума приняла в 1-м чтении поправки к законодательству, увеличивающие штрафы за незаконные работы на охраняемых исторических постройках до 1 млн рублей. «Звёздный бульвар» рассказал о предстоящей реставрации усадьбы «Останкино», к которой будут привлечены французские реставраторы, участвовавшие в восстановлении Версаля. А в Самаре, написали «Аргументы и Факты», запланирована масштабная реставрация более 100 памятников архитектуры.