Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

18.02.2013

Роберт Малл о работах студентов школы МАРШ

...и не только о них. Беседа проф. Роберта Малла, декана факультета Архитектуры, искусства и дизайна Университета Лондон Метрополитан с директором архитектурной школы МАРШ Никитой Токаревым и ее преподавателем Ксенией Аджубей. Здесь же – несколько курсовых работ студентов МАРШ.

На фото Р. Малл, Е. Асс, Н. Токарев и К. Аджубей обсуждают портфолио студентов МАРШ
На фото Р. Малл, Е. Асс, Н. Токарев и К. Аджубей обсуждают портфолио студентов МАРШ
Никита Токарев:
Каковы Ваши впечатления от первых результатов работы школы?

Роберт Малл:
Прежде всего отмечу, что создать школу в такой короткий срок – это главное достижение. Вся образовательная среда в МАРШ очень позитивна, поддерживает выбранный вами тип работы, я очень этим впечатлен. Что же касается самих портфолио, то они концептуально очень сильны, полноценны с точки зрения объема и раскрытия темы. Интересно заметить, что многие проекты очень «московские», затрагивающие проблематику Москвы не только как физического контекста, но и ее сложные социальные аспекты, повседневную жизнь москвичей. Тем самым проекты намечают то, что я бы назвал повесткой дня школы – связь между академическим образованием и архитектурной практикой, практикой современной архитектуры Москвы. И как мы видим, эти отношения успешно развиваются. Работа проделана значительная, уже сегодня можно быть уверенным в ее результатах, я бы не боялся экспериментировать в дальнейшем.
И. Падалко. Музей-колесо обозрения. Студия С. Скуратова
И. Падалко. Музей-колесо обозрения. Студия С. Скуратова

Никита Токарев:
Как бы вы сравнили работу наших студентов с проектами их коллег из Лондона?

Роберт Малл:
Сравнение часто в пользу московских студентов. Как мы уже обсуждали, у нас немного другая структура курса, студия длится год и все взаимоотношения между проектом и исследованием развиваются дольше во времени. Студенты МАРШ уже прошли весь путь за один семестр от исследования контекста до разработки проекта. Поэтому нелегко сравнить работы именно сейчас в середине года, но с точки зрения масштаба задач, разработки решений в лучших портфолио, они абсолютно сравнимы с нашими. Учитывая, что ваши студенты попали в новую для себя среду, сама идея портфолио, как мы его понимаем в Великобритании, не была им знакома, их успехи за такой короткий срок очень велики.
С. Копейкина. Проект «Интервенции», трансформация панельного жилья в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса
С. Копейкина. Проект «Интервенции», трансформация панельного жилья в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса

Никита Токарев:
Что бы Вы посоветовали нашим студентам, как им работать дальше, на что стоит обратить внимание?

Роберт Малл:
Внимательно посмотрев портфолио, я вижу, что студенты МАРШ в большинстве своем прекрасно рисуют, используя рисунок,  как для исследования, так и для презентации проекта, это отличает их проекты от того, что мы обычно видим. Такой подход к работе необычен в нашем контексте. Я имею в виду художественный способ мышления или особое отношение к презентации, как например в студии Антона Мосина и Ксении Аджубей,  где рисунок использован в исследовании политического языка архитектуры, что для России тоже нехарактерно. Говоря о курсе в целом, о его целях, скорее имеет смысл искать не сходства между нашими проектами, но отмечать и поддерживать разнообразие, сделать его более осознанным, пользоваться им. Проявить свежесть взгляда, свойственную вашим студентам, прошедшим школу МАрхИ, где сильна традиция beaux-arts.
А Вайнберг. Хамовнический суд. Студия А. Мосина
А Вайнберг. Хамовнический суд. Студия А. Мосина

Никита Токарев:
Как Вы видите продолжение сотрудничества МАРШ и Факультета архитектуры, искусств и дизайна. Что будет важным в будущем году?

Роберт Малл:
Мы планируем организовать в будущем учебном году общую с МАРШ проектную студию, где студенты обеих школ могли бы заниматься дипломным проектированием в течение года. Интерес этого проекта не только в опробовании разных методов работы, но и в диалоге, сравнении физического и социального контекстов Лондона и Москвы. Работа со студентами может быть продолжена в виде исследовательских программ между двумя школами, которые лягут в основу новых проектов. На ближайшую перспективу этого года  мы хотим сделать более частым обмен студентами,  активизировать наши сайты, одним словом наладить неформальный диалог, обсуждение работ и идей между студентами, которые по сути являются нашими общими, принадлежат обеим школам. В Лондоне среди наших студентов и преподавателей есть большой интерес к тому, что происходит в МАРШ.
А. Котенко. Проект «Кружки», новые очаги социальной активности в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса
А. Котенко. Проект «Кружки», новые очаги социальной активности в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса
А. Котенко. Проект «Кружки», новые очаги социальной активности в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса
А. Котенко. Проект «Кружки», новые очаги социальной активности в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса
А. Котенко. Проект «Кружки», новые очаги социальной активности в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса
А. Котенко. Проект «Кружки», новые очаги социальной активности в Ново-Переделкино. Студия Е. Асса

Ксения Аджубей:
Думаю, что это направление очень важно, нельзя его недооценивать. Если мы рассматриваем МАРШ как одну из школ внутри факультета The Cass [1], то тем самым наши студенты вовлечены в мировое архитектурное сообщество, мировую архитектурную практику. У них не только появляется новая «повестка дня», они становятся международными студентами и впоследствии архитекторами, наше партнерство интегрирует Россию в мировую архитектуру,  в которой она сейчас недооценена и недостаточно представлена.

Роберт Малл:
Я вижу сотрудничество с МАРШ как часть нашей непосредственной повседневной работы, а не как «удаленное»  взаимодействие. Мы приняли осознанное решение рассматривать МАРШ как часть факультета The Cass, в том числе исходя из задач формирования нашего имиджа. Дело теперь за МАРШ, как и чем наполнить наше общее пространство так, чтобы новости МАРШ стали частью нашей повседневной жизни, как и любые другие события на факультете, и наоборот, чтобы все, что делается у нас, стало частью вашей студенческой жизни. Такое перемешивание, обмен людьми и идеями между школами, это даже более естественный процесс, чем специально организованные совместные проекты, он будет просто идти ежедневно. И он уже идет!

Никита Токарев:
Чтобы создать общую среду.

Роберт Малл:
Или общую систему ценностей, такая система ценностей уже появляется в сделанных вами проектах. Я с большим сочувствием отношусь к вашим работам, к тому интеллектуальному и физическому пространству, в котором работают студенты.

Никита Токарев: 
Я бы добавил, что такое же повседневное сотрудничество должно в идеале разворачиваться между преподавателями, так как школа вовлекает в процесс обучения не только студентов, но и педагогов.
Ю. Андрейченко. Хостел и офис для ко-воркинга в Спиридоньевском переулке. Студия Е. Асса
Ю. Андрейченко. Хостел и офис для ко-воркинга в Спиридоньевском переулке. Студия Е. Асса
Ю. Андрейченко. Хостел и офис для ко-воркинга в Спиридоньевском переулке. Студия Е. Асса
Ю. Андрейченко. Хостел и офис для ко-воркинга в Спиридоньевском переулке. Студия Е. Асса
Ю. Андрейченко. Хостел и офис для ко-воркинга в Спиридоньевском переулке. Студия Е. Асса
Ю. Андрейченко. Хостел и офис для ко-воркинга в Спиридоньевском переулке. Студия Е. Асса

[1] - Факультет архитектуры, искусств и дизайна им сэра Дж. Кэсса в составе Университета Лондон Метрополитан

О программе второго, весеннего семестра школы МАРШ (студии Евгения Асса, Владимира Плоткина, Наринэ Тютчевой), можно почитать здесь.