Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.02.2013

Пресса: 4–8 февраля

Мария Гончарова

В Санкт-Петербурге в пух и прах раскритиковали вторую сцену Мариинского театра и начали сбор подписей за её снос, а полиция задержала защитников Варшавского вокзала. В Москве обнародовали информацию о планируемой застройке двух районов города, Театр Виктюка наконец смог приступить к реставрации своего здания, а MAPS опубликовало статью-исследование проекта реконструкции ЗИЛ.

Всю неделю в центре внимания прессы находилась многострадальная вторая сцена Мариинского театра. Мало того, что реализация проекта была непростой и длилась более 10 лет (историю вспоминали «Санкт-Петербургские ведомости» и «Фонтанка»), после снятия строительных лесов страсти вспыхнули с новой силой. Казалось, что критика доносилась со всех сторон: горожане негодовали в блогах, журналисты и эксперты – на страницах изданий.

The Village привёл слова директора Эрмитажа Михаила Пиотровского, назвавшего здание «никаким». «РИА Новости» опубликовали мнения архитекторов, сходящихся во мнении, что «это сооружение – голое функциональное здание, архитектуру здесь обсуждать не приходится». А ИА REGNUM сообщило: горожане активно собирают подписи за снос второй сцены, которые намереваются отправить губернатору Петербурга.

Вместе с тем, Григорий Ревзин в «Русской жизни» напомнил: он прогнозировал подобный результат. И привёл в качестве доказательств выдержки из своей статьи 2009 года: «Это будет здание, выглядящее как нечто среднее между универмагом и «Макдоналдсом». Также критик посетовал, что его участие в архитектурных советах, жюри и прочее консультирование в итоге не смогло уберечь ни один проект, в том числе и Мариинку-2, от ошибок: «Мины, которые были заложены в проект и которые я видел заранее, всегда взрывались, и никогда мне не удавалось их обезвредить». И предложил вниманию читателей остроумный рассказ о реализации архитектурных проектов в России: «Первым этапом любого крупного проекта в России является мечта безбрежная. <...> Каждый из наших больших государственных (и не только) проектов начинается с идеи построить что-нибудь лучше всех в мире. <…> Архитектура начинается с мечты по высшему разряду, а заканчивается мечтой по нижнему. И всегда заканчивается по нижнему. И неясно, кто виноват». К слову, в другой своей статье на страницах «Огонька» Григорий Ревзин затронул наболевший вопрос «зажравшейся Москвы», обнаруживая истоки проблемы в больших аппетитах власти.

В заключение темы Мариинки-2 отметим, что статьи спокойной тональности в прессе тоже имели место. Например, «Фонтанка» недоумевала, «где были градозащитники все последнее время, ведь проект был показан всем желающим», и привела мнения Григория Ревзина и Александра Кононова. А Николай Малинин в «Ведомостях» философски заключил: «Отчего-то казалось, что жизнь теперь станет другой. Не стала. И что все так удивились? Профессионалы знали, что будет, а жители видели, как оно вылупляется».

Не менее горячо обсуждаемой в прессе стала отчаянная акция петербургских градозащитников и анархистов, которые, фактически оккупировав один из уцелевших пакгаузов Варшавского вокзала, пытались спасти строение от сноса. В начале недели «Московские новости», посетив активистов, опубликовали информацию с передовой: ребята сдаваться не собираются. Но уже на следующий день сообщили, что полиция и ОМОН задержали защитников пакгауза, на некоторых из них, возможно, будут заведены уголовные дела. Вместе с тем, как написало ИА REGNUM, петербургские депутаты пообещали проконтролировать процесс расследования, чтобы оно было максимально объективным.

В продолжение темы сохранения наследия – новости из Петергофа. По информации газеты «Коммерсантъ», администрация Петербурга собирается построить над знаменитым Английским парком, памятником федерального значения, автомобильную эстакаду. Причём противоречия с 73-м федеральным законом «Об объектах культурного наследия народов РФ» чиновники не видят, настаивая на том, что это будет не новое строительство, а «приспособление объекта под современное использование». Депутат ЗакСа Алексей Ковалёв, не согласившись с такой вольной трактовкой закона, направил обращение в Министерство культуры РФ.

Ещё одна важная новость недели, затронутая петербургскими СМИ, касалась программы реновации двух исторических кварталов города, которая, кстати, до сих пор не обнародована властями. На недавней пресс-конференции, как написал «Петербург 3.0», Жилищный комитет объявил, что готовит поправки в законодательство с целью упростить расселение жильцов данных территорий. Содержание поправок уточнено не было. Алексей Ковалёв опасается, что власти таким образом хотят расчистить дорогостоящую землю в центре города под новое строительство. Очередной запрос Ковалёва и Бориса Вишневского губернатору относительно программы реновации уже утверждён ЗаКсом  – сообщила «Фонтанка».

Похожая с точки зрения поведения властей ситуация разворачивается в Петрозаводске. Здесь уже третью неделю не утихают волнения в связи с назначением А.В. Нелидова на должность директора музея-заповедника «Кижи». Издание «РК-Пресс» напомнило, что Нелидов числится в списке 126 коррупционеров, опубликованном в прошлом году в СМИ. А концепция развития туризма в Заонежье, разработанная под его руководством, грозит объекту Всемирного наследия уничтожением. Тем временем корреспондент «Ведомостей», побывавший в «Кижах», не только опубликовал интервью с новым и бывшим директором заповедника, но и привёл весьма любопытное мнение жителей острова: «Я слышал, в музее говорили: дескать, продаст он за полгода все Кижи. Как он это сделает? По бревнам растаскает? Он еще ничего не сделал. Почему я должен ему не верить? Человек вроде как адекватный. И вообще – я хочу сохранять памятники. Дайте мне делать мою работу».

А теперь о созидательных новостях, которых на этой неделе было тоже немало.

MAPS разместило интересную статью, посвящённую планируемой реконструкции ЗИЛ. Автор материала, специалист по промышленной архитектуре и реконструкции промышленных предприятий Маргарита Бассе, анализирует и комментирует проект реновации промзоны, разработанный под руководством Юрия Григоряна. В итоге она приходит к выводу, что «проект реконструкции территории завода ЗИЛ требует пересмотра с позиций оценки наследия промышленной архитектуры, решения транспортной ситуации с учетом нового назначения территорий и изучения данных экологического мониторинга».

«РИА Новости» сообщило о начале долгожданной реставрации в здании, где уже более 15 лет располагается Театр Романа Виктюка. Памятник конструктивизма, ДК им. Русакова, построенный в 1929 году по проекту Константина Мельникова, уже в эту пятницу планируют избавить от незаконной пристройки, чтобы затем приступить к реставрационным работам.

О судьбе другого московского памятника, родовой усадьбы Муравьёва-Апостола, в интервью The Village рассказал финансист и меценат Кристофер Муравьёв-Апостол, который провёл за свой счёт комплексную научную реставрацию старинного здания.

Кроме этого, «Строительный еженедельник» сообщил о старте реставрации историко-архитектурного комплекса Старой Ладоги, а «РИА Новости» – о запуске программы по восстановлению Псковского кремля.

Помимо известий о сохранения наследия, в московской прессе на этой неделе появилась информация о нескольких новых градостроительных проектах. «Коммерсантъ» рассказал о намерении правительства РФ создать в Домодедово образовательно-спортивный кластер, где планируется размещение студенческих кампусов и спортивных объектов. На страницах «Московской перспективы» проинформировали о грядущем превращении столичного района Молжаниново, уникального своей хорошей экологической обстановкой, транспортной доступностью и низким уровнем заселённости, в индустриальный парк. А «РБК daily» сообщило, что Москомархитектура разработала проект планировки территории Тушинского аэродрома, которую собираются преобразовать в полноценный благоустроенный район.

В заключение скажем, что в столице продолжается поиск компромисса по вопросу выделенных полос между властями и автомобилистами. По информации «Коммерсанта», с 6 февраля будет отменена «выделенка» на Звенигородском шоссе, где дорожная ситуация одна из самых тяжёлых в городе. Принятию такого решения способствовало независимое исследование активистов, доказавших, что пассажиропоток на этом участке трассы крайне незначителен. Тем не менее, введение выделенных полос в Москве, запланированное на 2013-2014 годы, продолжится. Кроме того, как написали «Известия», городские власти перешли к более активным действиям: весной 2013 года на самых загруженных шоссе дорогах появятся делиниаторы, ограждающие выделенные полосы от автомобилистов.

«Эксперт» сообщил о том, что в столице будут налаживать скоростное трамвайное сообщение. А также приучать пассажиров к более активному использованию наземного общественного транспорта, рассказали «Известия».