Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

26.10.2007

Архитектура по правилам и без

Ирина Фильченкова

25 октября на «Винзаводе» по приглашению Ц:СА/Центра Современной Архитектуры с лекцией выступил американский художник и архитектор Вито Аккончи, который в 70-е с помощью первых портативных фотокамер исследовал границы собственного тела, а сейчас изучает влияние архитектуры на человека и наоборот

Вито Аккончи
Вито Аккончи
Вито Аккончи – пионер видеоарта, начинал в знаменитой нью-йоркской школе, которая в то время работала в жанре видео-перформанса. Тогда, по словам художника, ни у кого не было ни компьютера, ни разных электронных примочек, но было самое главное – переносная видеокамера. Именно через нее, отбросив сравнительно привычный вид творчества – поэзию, с которой он начинал, Аккончи принялся изучать собственное тело, взаимодействие зрителя, творца и зоны общественного пространства.
Проект «Дом мечты»
Проект «Дом мечты»


Художнику всегда было интересно работать в пограничной зоне – в поэзии он исследовал движение по листу бумаги, в видео – зону общественного и частного пространства...  Например, в провокационном перформансе «Требования» (Claim Excerpts), рассказывает художник, он, стоя перед камерой, палкой прогонял появлявшихся на входе в галерею зрителей, и пытался таким образом исследовать встречу зрителя и творца в созданном им же пространстве. Постепенно Аккончи перешел от перформансов к архитектурной инсталляции, а потом к настоящей архитектуре, для которой он придумал целый свод правил.
Задрапированный фасад миланского дома
Задрапированный фасад миланского дома


Первое что Аккончи определил для себя – это то, что публичная архитектура не может делаться одним человеком и быть индивидуализированной. Поэтому, открывая в 1988 году собственное бюро, он решил, что над проектом всегда будет работать группа людей – а именно, не менее трех человек. К тому же, признается автор, он не имел четкого представления, как делается архитектура, и ему нужны были профессионалы, с которыми он бы в итоге прорабатывал приходившие ему в голову идеи.
Скамейка
Скамейка


Один из первых открытых им методов был принцип «перфорации», то есть создание формы с помощью проделывания отверстий. Используя этот принцип, он сделал проект для конкурса на WTC в Нью-Йорке – здание, испещренное конусообразными дырами – которые автор объяснил следующим образом: «если его когда-нибудь опять взорвут, пусть его сразу построят взорванным».
«Островок» в Австрии
«Островок» в Австрии


Другой метод – «камуфляжа» или «второй кожи», Аккончи использовал для осовременивания одного миланского дома, обтянув его гигантской металлической сеткой – что отдаленно напоминает проект полностью обернутого в серебряную ткань Рейхстага скульптора Христо Явачева. Похожим образом Аккончи оформил японский магазин одежды: фасад обтянут металлической сеткой, посередине проткнутой дырой входа.
Проект общественного парка над паркингом
Проект общественного парка над паркингом


Еще один свой принцип – «разделение на полосы» – он применяет в конкурсном проекте общественного пространства, где по заданию под парковой зоной нужно было спрятать большой паркинг. Так получился интересный ландшафт, в буквальном смысле слова изрезанный на ленты подземных автодорог, засаженных поверх густыми газонами. В основном эти полосы вторят направлениям трасс, а время от времени – выходят из общего строя параллельных прямых и изменяют направление, как будто бы «по собственной прихоти».
Проект фонарей для Нью-Йорка
Проект фонарей для Нью-Йорка


Для проекта уличной скамейки Аккончи предложил метод «бесконечного пространства». Скамейка состоит из двух колец, вставленных одно в другое, и наклоненных под небольшими углами. Получается бесконечная кривая, разновидность ленты Мебиуса, на которой, к тому же, можно не только сидеть, но и лежать.

В Австрии на небольшой реке архитектор сделал искусственный островок, соединенный с двумя берегами диагональными мостиками; островок должен был стать одним из центров культурной жизни городка, в котором он расположен. Он состоит из двух сфер переходящих одна в другую, металлическая поверхность которых выгнута наподобие чешуи речной рыбы, переливающейся на солнце.
     
Надо признать, что Аккончи особенно хорошо удается дизайн малых форм – а именно их изгибание, сращивание и деформация. Но у архитектора Аккончи также есть и проекты крупных зданий, сделанные по принципам органической архитектуры и напоминающие раздутые, вытянутые по диагонали капсулы – таковы проекты библиотеки в Мексике и общественного центра в Сеуле.