Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.12.2012

Награда, которую ждали

Интервью с обладателем «Хрустального Дедала», руководителем «Студии 44» Никитой Явейном.

Никита Явейн. Лекция в ЦДА. Фотографии Елены Петуховой
Никита Явейн. Лекция в ЦДА. Фотографии Елены Петуховой
Архи.ру. Никита Игоревич, поздравляем Вас с присуждением «Хрустального Дедала». Как Вы можете прокомментировать эту победу? Была ли она ожидаемой?

Никита Явейн. Если честно, то да, мы ждали эту награду, в глубине души очень на нее надеялись.  Архитектурный замысел Дворца творчества школьников в Астане родился легко, в единодушном творческом порыве. Правда, потом, после победы в конкурсе, пришлось доводить эскизы до ума прямо-таки в авральном темпе – весь процесс проектирования и строительства этого масштабного объекта занял чуть больше года! Скажу честно, что в этом нашем проекте нет особой многослойности, никакого «двойного кодирования». Зато есть четкость и ясность концепта, когда каждый элемент имеет определенную смысловую нагрузку. Повторю, мы сделали этот проект буквально на одном дыхании. Для нас эта работа стала серьезной проверкой на профессионализм.

Архи.ру. Считаете ли Вы Дворец творчества школьников в Астане лучшей своей постройкой на сегодняшний день? Если нет, то какую работу Вы назвали бы самой любимой?

Н.Я.: Я люблю этот проект, но на первом месте для меня остается реконструкция Главного штаба – серьезная и даже выстраданная вещь. Из недавних работ мастерской я бы выделил Академию танца Бориса Эйфмана. Из ранних – люблю Ладожский вокзал и Центральное отделение Сбербанка России в Санкт-Петербурге (Фурштатская, 5).

Архи.ру. В каких конкурсах «Студия 44» принимала участие в последнее время? Есть ли у бюро своя особая политика в отношении конкурсов?

Н.Я.: Мы участвуем либо в молодежных конкурсах, позволяющих творчески раскрыться начинающим архитекторам нашей студии, либо в конкурсах, предполагающих возможность реализации.

Архи.ру. Но при этом Вы участвовали в конкурсе на разработку проекта реконструкции «Новой Голландии». А история реконструкции этой территории такова, что рассчитывать на реализацию не приходится...

Н.Я.:  Я не знаю, как все будет. Думаю, что победивший проект в том виде, в котором он был представлен, реализован быть не может. Похоже, Абрамович выбирал себе не проект, а проектировщика. Новая Голландия – место, чрезвычайно значимое для нашего города, и для нас в любом случае было очень важно поразмышлять над его гипотетическим будущим.

Архи.ру. Возвращаясь к теме фестиваля «Зодчество». Вам что-нибудь запомнилось, понравилось среди проектов и построек, представленных в Манеже?

Н.Я.:  Интересные работы были, но мне не понравилась их подача. Такая табельная развеска не позволяет отличить один проект от другого. Надо быть большим профессионалом, чтобы что-то там разглядеть. Я думаю, что и Капелла в Роншане там тоже затерялась бы, и никто никогда не понял бы всей ее прелести. Получается не представление проекта, а украшение стены. Мне кажется, что такая универсальность презентации в корне не верна. Автор должен самостоятельно готовить подачу своего проекта – от выбора размера планшета до его печати.

Если оставить в стороне этот момент, то среди представленных работ мне лично запомнились архангельские дома Михаила Мамошина, а вот «Куб» Бернаскони, наоборот, немножко разочаровал. Дом Тотана Кузембаева понравился… На самом деле было много хороших камерных построек, названия которых я, к сожалению, не запомнил.

Архи.ру. Как, на Ваш взгляд, должен развиваться фестиваль? Есть ли у него будущее?

Н.Я.: Это довольно значимое мероприятие, и особенно с политической точки зрения, поскольку на фестивальной площадке собирается множество серьезных представителей профессии. Плюс это замечательный повод собраться и поговорить. Мы сегодня существуем слишком обособленно друг от друга, варимся в собственном соку. Мы изолированы, оторваны от своих коллег, а потому постепенно теряем взаимопонимание, общий язык. Мне кажется, что Союз архитекторов как раз и должен способствовать возобновлению диалога внутри профессии. И фестиваль может и должен стать хорошим инструментом. Но для начала «Зодчество» нужно реанимировать. С каждым годом ситуация только ухудшается. Нынешний фестиваль продемонстрировал очень глубокий спад, который едва ли можно оправдать общемировым кризисом.