Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

10.12.2012

Мастер-план – «конституция города»

Алла Павликова

Рассказ об обсуждении стратегического мастер-плана Москвы на II Московском урбанистическом форуме.

Московский урбанистический форум в Манеже. Фотографии Аллы Павликовой
Московский урбанистический форум в Манеже. Фотографии Аллы Павликовой

4-го и 5-го декабря в Манеже прошел II Московский урбанистический форум на тему «Мегаполис в масштабе человека». Одним из центральных вопросов первого дня стал стратегический мастер-план Москвы в обновленных границах.

Каким должен быть новый мастер-план столицы, какие задачи он должен решать и что на практике даст городу – об этом говорили в рамках сессии «Мастер-план – новая пространственная политика». Обсуждение вызвало самый активный интерес со стороны участников урбанистического форума – в зале негде было не то что сесть, но даже и встать. Модератор сессии Юрий Григорян начал с того, что всего год спустя после утверждения действующего генерального плана назрела необходимость его корректировки и актуализации. Сегодня готовится техническое задания для разработки стратегического мастер-плана, который будет затрагивать все аспекты развития мегаполиса, в том числе – экономические.

Заммэра Москвы Марат Хуснуллин рассказал, что пересмотр генерального плана Москвы связан в первую очередь с изменением ее границ. Состоявшийся международный конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации принес массу свежих и полезных решений, которые также следовало бы учесть при планировании российской столицы. Есть и другие причины – такие, как транспортная проблема или моноцентричность города, когда 40% рабочих мест сконцентрированы в центре Москвы, тогда как проживает там всего 7-8% населения.
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Новый мастер-план, по словам Хуснуллина, будет комплексно решать проблемы города. Одним из принципов планирования станет полицентрическое развитие. Центры активности будут появляться как в старых, так и в новых границах города. Одним из таких центров должна стать Коммунарка, где планируется строительство административно-делового центра, способного обеспечить до 200 тысяч рабочих мест.

Что же касается исторической части города, то сегодня пришло понимание, что строительство там в прежних масштабах уже невозможно. Исторический город, учитывая ограниченные возможности транспортной инфраструктуры, чрезмерно переуплотнен. При этом основную долю застройки составляют ветхие, а подчас и заброшенные дома. Задача мастер-плана – при некотором ограничении нового строительства и сохранении существующей плотности, сосредоточиться на реконструкции и реставрации существующих зданий.

Еще одна и, пожалуй, самая сложная задача, которую должен решить мастер-план, касается транспорта. По словам Марата Хуснуллина, уже принято решение о строительстве 150 км линий метрополитена, существующие железные дороги будут вовлечены в систему городского транспорта, дополнительно планируется построить еще 220 км железнодорожных путей. Кроме того, будут строиться мощные транспортно-пересадочные узлы. А улично-дорожная сеть продолжит развиваться по пути расширения дорог, поскольку строительство новых обходится бюджету города слишком дорого.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов указал на такие проблемы города, как маятниковая миграция населения, провоцирующая усугубление транспортной ситуации, отсутствие комфортной и функциональной среды в периферийных частях города, дисбаланс плотности застройки с плотностью дорожной сети. По убеждению архитектора, принципиальным моментом при разработке мастер-плана должен стать детальный анализ существующей ситуации: сначала осознать, чего не хватает городу, затем – поставить задачу, а после – разработать методы ее решения.

Главные принципы готовящегося документа, как рассказал Сергей Кузнецов – это градация территорий на приватные и общественные, самодостаточность каждого отдельно взятого района, который ни в коем случае не должен быть только «местом для сна», «отсутствие сегрегации на недостаточно развитые и элитные районы», и безусловный приоритет пешехода, как основного участника движения. «Как в капле воды отражается вся структура мирового океана, так и каждый отдельный фрагмент застройки характеризует город в целом, – заметил Сергей Кузнецов, – А мастер-план – это конституция города, динамичный документ, который позволяет нам вносить корректировки, своевременно реагируя на изменения экономической и социальной ситуации».
Карима Нигматуллина, первый заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы
Карима Нигматуллина, первый заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы

Первый заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматуллина в своем докладе познакомила присутствующих с опытом 14-ти наиболее комфортных для жизни городов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Разумеется, Москва не может напрямую перенять их стратегию развития, однако, по мнению Нигматуллиной, российской столице при разработке собственного мастер-плана есть чему поучиться у каждого из них.

Приглашенные иностранные эксперты внесли разнообразие в обсуждение бесчисленных московских проблем, поделившись своим успешным опытом планирования городов. Так, руководитель департамента территориального планирования Тон Шаап рассказал об Амстердаме, где, по его словам, главная функция мастер-плана – управление водными ресурсами: «У нас все очень просто – держать реку в берегах, чтобы не утонуть и чтобы ноги были сухие. А у вас земли больше, чем вам нужно, поэтому и планировать сложно».
Слева направо: Марат Хуснуллин, Тон Шаап, Тим Стонор
Слева направо: Марат Хуснуллин, Тон Шаап, Тим Стонор

Томас Мадрейтер, глава проекта Smart City Vienna, попытался отыскать что-то общее между Москвой и Веной. Вена, так же как и Москва – это растущий город, с постоянным увеличением населения. В свое время Вена также прошла стадию деиндустриализации. Сегодня австрийская столица по праву называется «умным городом» со стабильным качеством жизни, развитым общественным и велосипедным транспортом и т.д. Москва же пока находится в самом начале пути.

Тим Стонор, директор Space Syntax из Великобритании посоветовал взглянуть на улицы города как на его «экономический, социальный и культурный актив». Улицы, проспекты и бульвары – это артерии города. Но чтобы оценить, насколько правильно и гармонично выстроена городская уличная система, нужно задаться вопросом: возможно ли легко и беспрепятственно пройти пешком или проехать на велосипеде из одной части города в другую? Понятно, что в случае с Москвой ответ будет однозначно отрицательный.

Декан факультета РАНХиГС Сергей Зуев, также выступивший экспертом в обсуждении нового мастер-плана Москвы, предложил интересную формулу решения проблем города, которая, по его словам, хорошо подходит для Москвы: «хочешь что-то сделать, сделай что-нибудь другое». Действие этого принципа можно пронаблюдать на примере все той же транспортной проблемы. Сергей Зуев убежден, что чем лучше будут дороги, тем больше будет в городе пробок – по той простой причине, что по хорошим дорогам в город поедет еще большее количество людей. В решении транспортной проблемы в первую очередь следует заниматься созданием альтернативных центров, разделением административной функции и культурной, строительством многофункциональной жилой застройки, повышением связанности территорий (но никак не плотности транспортного потока), увеличением стоимости содержания автомобиля. Можно применять еще множество подобных мер, и все они, по словам Сергея Зуева, по значимости предшествуют строительству и расширению дорог.
Оливер Шульце, Citymaker, Schulze+Grassov
Оливер Шульце, Citymaker, Schulze+Grassov

Обсуждение завершилось на оптимистической ноте выступлений Андрея Головина из Перми, рассказавшего о российском опыте реализации мастер-плана, и Оливера Шульце из Дании, который отметил уникальность Москвы, ее непохожесть на другие города мира. Что хорошего в том, что Москва станет копией, например, Ванкувера? Каждый город должен иметь свое лицо, и у Москвы оно есть.