Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.10.2012

Баухауз – ВХУТЕМАС: история продолжается

Алла Павликова

23 октября в галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «Баухауз в Москве». Странное, противоречивое, но вполне объяснимое притяжение двух стран, Германии и России, и двух архитектурных школ, Баухауза и ВХУТЕМАСа, стало главной темой экспозиции, состоящей из писем, воспоминаний и черно-белых фотографий.

Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau. Все архивные иллюстрации предоставлены галереей ВХУТЕМАС.
Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau. Все архивные иллюстрации предоставлены галереей ВХУТЕМАС.
В галерее в этот вечер собралось много друзей ВХУТЕМАСа, приехали и гости из Германии – научный сотрудник Фонда Дессау Баухауз Торстен Блюме и руководитель Музея Баухауз в Дессау Вольфганг Тёнер. Встречали гостей уставшие, но удовлетворенные плодами своей работы кураторы и организаторы выставки Анна Ильичева и Татьяна Эфрусси, директор музея МАрхИ Лариса Иванова-Веэн и инициатор создания галереи, ректор МАрхИ Олег Швидковский. Как призналась Анна Ильичева, открытию предшествовали бессонные ночи, но оно того стоило.
« Баухауз в Москве». Вернисаж. Фотография Аллы Павликовой.
« Баухауз в Москве». Вернисаж. Фотография Аллы Павликовой.

Проект «Баухауз в Москве» затрагивает тему взаимоотношений двух стран, двух культур и двух архитектурных школ – Баухауза и архитектурно-художественного пространства новой Советской России в период ее становления и расцвета искусства авангарда. Выставка, представленная в рамках проекта, основана на истории экспонирования в Советском Союзе работ выдающихся мастеров немецкой школы, а также ее выпускников и студентов. Это хронологическое повествование о том, как по-разному и не всегда просто развивались отношения между художниками и архитекторами Германии и Советского Союза.

«Меня, как куратора выставки, в первую очередь интересовало восприятие Баухауза советским обществом в 1920-1930-е годы, – рассказывает Татьяна Эфрусси, – Баухауз издалека казался революционным, близким, почти «нашим». Когда же художники немецкой школы оказались в СССР и стали работать бок о бок с русскими авангардистами, выяснилось, что ни капли они не революционные, и ни капли не наши, а какие-то совсем другие. Но странное взаимное притяжение советской культуры и Баухауза все-таки было, и об этом наша выставка».

В стенах галереи собраны уникальные документы, письма, воспоминания, фотографии и отзывы в прессе тех лет, найденные в российских и германских архивах, музеях и даже в личных коллекциях; некоторые экспонаты выставляются впервые. Центральное пространство зала заняли большие разноцветные кубы, которые появились и в логотипе проекта. Такое художественное решение предложил художник проекта Сергей Яралов – с акцентом на современность, но с аллюзией в прошлое.
Логотип проекта в натуральную величину. Художник Сергей Яралов. Фотография Аллы Павликовой.
Логотип проекта в натуральную величину. Художник Сергей Яралов. Фотография Аллы Павликовой.


Кураторы называют свою экспозицию «выставкой о выставках», потому что ее основные разделы посвящены четырем экспозициям Баухауза, представленным в СССР: «Первая всеобщая германская художественная выставка» 1924 года, выставка «Революционное искусство Запада» 1926 года, «Первая выставка современной архитектуры», состоявшаяся годом позже, и «Выставка Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера» 1931 года.
Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ
Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ


Предваряют знакомство с экспозицией два воззвания, которыми в 1919 году обменялись русские художники со своими немецкими коллегами. Слова воззваний сегодня звучат довольно пафосно и патетично: «…мы чувствуем, что едины с вами в твердом желании сделать все, чтобы вновь сомкнулась та пропасть, которая разверзлась между народами из-за политики насилия» (из воззвания баухаузовцев к революционным художникам России). В те годы пафос был вполне оправдан. Это был официальный старт последующего плодотворного русско-германского диалога, причем не только творческого, но и политического, поскольку общественная позиция художников того времени была чрезвычайно весома.
Вальтер Гропиус. Поселок Дессау-Тертен. 1928 г. / Gropius, Walter. Bauhausbauten Dessau. München, 1930
Вальтер Гропиус. Поселок Дессау-Тертен. 1928 г. / Gropius, Walter. Bauhausbauten Dessau. München, 1930

Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau
Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau

Помимо документальной хроники, сопровожденной частичным переводом на русский язык, каждая из выставок иллюстрирована экспонатами, когда-то вызвавшими наибольшую реакцию со стороны советской публики – например, новое здание школы в Дессау Вальтера Гропиуса, и его же поселок Дессау-Тертен, снимок сцены из «Триадического балета» Оскара Шлеммера. Кстати, с одной из работ Оскара Шлеммера на выставке 1924 года произошел интересный и весьма показательный случай, когда после выставки герой его картины философ Парацельс был переименован русской прессой в Пастора. Такое неожиданное восприятие объяснялось непреодолимым желанием советского общества отыскать революционность даже в довольно нейтральных работах немецких художников. Вот и Парацельс сделался Пастором, несправедливо обозначив авторскую позицию критического восприятия церкви. Такие казусы были не единичны. Причем мифы восприятий возникали с обеих сторон.


«Выстроенная нами хронология представляет совершенно новый ракурс отношений Баухауза с ВХУТЕМАСом. Например, сугубо деловая переписка подчас вскрывает очень личные и даже иногда конфликтные ситуации. И зачастую потому, что к диалогу художников Германии и России, предпочитавших выражать свои чувства пространственными материями, эмблематикой и символикой, примешивался политический подтекст» – рассказывает руководитель проекта и куратор галереи Анна Ильичева.
Оскар Шлеммер. Фигура из «Триадического балета». / Schlemmer, Oskar. Die Bühne im Bauhaus. München, 1925
Оскар Шлеммер. Фигура из «Триадического балета». / Schlemmer, Oskar. Die Bühne im Bauhaus. München, 1925

Специальный раздел выставки «Баухауз – ВХУТЕМАС. Люди» – это личные истории баухаузовцев, так или иначе связанных с ВХУТЕМАСом. Так, в обрывках писем раскрывается занимательный сюжет о визите немецких студентов в Москву в 1928 году. Вот как пишет о российской столице одна из участниц делегации Гунта Штельцель:
«Москва – отличный город, всегда солнце. Где твое сердце, товарищ? Мое – здесь, на улицах. Здесь очень интернационально – восток, ни следа запада. Нас принимают лучше, чем короля Афганистана…»

А вот руководитель мастерской настенной живописи Баухауза Хиннерк Шепер, приглашенный в Москву для сотрудничества с ВСНХ, в своих отзывах не столь восторжен. Из его открытого письма студентам ВХУТЕИНа видно, что он был искренне разочарован устаревшей методикой образования, а ведь он ждал от молодого и революционного государства новаторства и экспериментов: «Не колдуйте над бликами из свинцовых белил на букете увядающей сирени на фоне драпировок, колдуйте над самими собой, с помощью проволоки, равновесия, дерева, бумаги, т.е. над своей изобретательностью в материале. В священной атмосфере художественного ателье вы не можете создавать общественно важные предметы».
Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930
Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930

Жемчужиной этого раздела, равно как и всей выставки, несомненно, стал оригинальный экспонат, предоставленный музеем МАрхИ – личное дело Ганнеса Майера, которое никогда и нигде прежде не экспонировалось. О нем Татьяна Эфрусси рассказывает с особой гордостью: «Ганнес Майер после увольнения с должности директор Баухауза работал в Московском архитектурном институте. Это большая удача, что в МАрхИ сохранилось его личное дело, в котором можно прочесть интересные и малоизвестные факты из его биографии. Как, например, то, что Ганнес Майер был уволен из Баухауз Дессау по политическим причинам, а свой отъезд в СССР называл «побегом в жизнь». В личном деле Майера можно найти и причины, по которым он, спустя несколько лет, покинул страну советов, полный разочарования».


Выставка будет работать в галерее до 29 декабря. Также в рамках образовательной программы проекта состоялись лекции и воркшопы Вольфганга Тенера и Торстена Блюме.
Первая выставка современной архитектуры. Каталог. М., 1927. Музей МАРХИ
Первая выставка современной архитектуры. Каталог. М., 1927. Музей МАРХИ
Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930
Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930