Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

27.07.2012

Судьба Коммунарки, или девять версий размещения нового Федерального центра

Алла Павликова

23-24 июля участники пятого и предпоследнего семинара в рамках конкурса на разработку концепции развития Московской агломерации обсуждали предложения по размещению законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ. Риккардо Бофилл, например, уже нарисовал архитектуру будущего Федерального центра.

Пятый Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. Фото А.Павликовой.
Пятый Международный семинар. Конкурс на разработку проекта концепции развития Московской агломерации. Фото А.Павликовой.
Согласно конкурсному заданию новый Федеральный центр должен быть размещен на присоединенных юго-западных территориях. В качестве площадки для проектирования предложена зона Коммунарки. Однако далеко не все команды пошли этим путем, предложив самые разнообразные варианты распределения министерств на территории «старой» и «новой» Москвы.

Пятый Международный семинар.
Пятый Международный семинар.
Команда ОМА начала свое выступление с обзора прессы за последние месяцы. В СМИ обнаружились полярные взгляды на проблему выноса правительственной функции из столицы. География предполагаемого переселения весьма широка – от Подмосковья до Сибири. По данному вопросу не высказался, пожалуй, только ленивый. При этом голландские архитекторы посетовали, что президент РФ до сих пор хранит молчание. Может быть, отсутствие официальной позиции и повлияло на слегка иронический характер презентации команды ОМА. Они предложили переселить всех чиновников в живописную сельскую местность, где в окружении лесов, полей и крупнорогатого скота появятся правительственные здания.

Рядом с новым парламентом уместно соседствует Сколково. Поблизости планируется расположить университетские кампусы, среди которых крупнейшие вузы страны: МГУ, МГТУ, МГИМО. Архитекторы подчеркнули, что важен не сам факт переезда, а снижение дистанции власти.

Освободившиеся административные здания, согласно предложенной концепции, должны обрести новые функции, чтобы служить городу. К примеру, перепрофилировать здания Кремля в музейный комплекс наподобие Эрмитажа.

Презентация проекта OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.
Презентация проекта OMA, бюро «Проект Меганом», Института «Стрелка» и компании Siemens.
В концепции ФГБУ «ЦНИИП Градостроительства» предусмотрены программы развития как области, так и центра города. В области, по мнению проектировщиков, необходимо создать лесопарковый защитный пояс. Город же должен получить развитие по разным направлениям – это и линейное развитие, и освоение пространств вдоль реки, и связь между аэропортами. Но помимо этого, необходимо улучшить имидж города, повышая тем самым его инвестиционную привлекательность.

В предложенной концепции намечены две основные точки дислокации государственной власти: Коммунарка и промзоны вдоль Москвы-реки – территории ЗиЛа и «Магистральных улиц». Причем абсолютный приоритет имеют именно постиндустриальные пространства.

Что же до Коммунарки, то эта территория не кажется проектировщикам хоть сколько-нибудь оправданной. Тем не менее, оставаясь в рамках конкурсного задания, часть правительственных учреждений авторы спроектировали и в этой зоне. Развитие Федерального центра поддерживается размещением крупных и значимых объектов вдоль ЦКАДа.

Презентация концепции развития Московской агломерации ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
Презентация концепции развития Московской агломерации ФГБУ «ЦНИиП градостроительства» РААСН.
Компания Antoine Grumbach et Associes, чью работу по итогам предыдущего отчетного семинара эксперты назвали самой основательной и масштабной, на этот раз еще больше удивила уровнем проработки и детализации. Авторы подробно рассказали о том, как следовало бы рассредоточить административные функции, двигаясь от центра к периферии.

Отправной точкой выбрана территория трех вокзалов, где, рационально используя площади, можно разместить сразу несколько Министерств – например, Транспортное и Почтовое.

На территории Кремля архитекторы предлагают сохранить подворье Министерств, на периферию же стоит вынести только бэк-офис. Набережные вдоль стен Кремля должны стать прогулочной, парковой зоной. А автомобильные потоки, согласно проекту, будут направлены под землю – в тоннель.

Следующая остановка – Сити, где предполагается поместить таможню и энергетику. В район Университета предсказуемо переезжает Министерство образования. На станции «Калужская» размещены логистические центры. В районе МКАДа, в зоне Новых московских ворот, надежные позиции займут Министерство Юстиции и Прокуратура.

На присоединенных территориях архитекторы выделили 4 перспективных участка: Коммунарка, Десна, Троицк и Чириково, где свободно устроятся Министерства индустрии, Здравоохранения, Сельского хозяйства и др.

У микрофона – Борина Эндрю из «Antoine Grumbach et Associes».
У микрофона – Борина Эндрю из «Antoine Grumbach et Associes».
Андрей Чернихов в своем докладе обозначил генеральную линию развития Федерального центра: Кремль – Белый дом – Сити – Парламентский центр в Коммунарке. По мнению архитектора, нельзя полностью выносить правительственную функцию из Москвы.

Существующая застройка Коммунарки это пример среды довольно низкого качества, которая только невероятными усилиями может быть трансформирована и приспособлена для создания полноценного Правительственного центра. Имеется и серьезная транспортная проблема, ведь сюда подходит всего одна магистраль и та находится на значительном удалении. Поэтому в Коммунарке на сегодняшний день возможно разместить лишь некоторую часть Министерств.

Важной частью представленной концепции выступает затухающий ныне Сити. Именно здесь, по мысли авторов, должны быть сконцентрированы властные структуры.

Но, предлагая решения проблем новых территорий, Андрей Чернихов подчеркнул, что основной задачей должно оставаться развитие города в пределах МКАДа.

Андрей Чернихов, руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской профессора IAA Чернихова А.А.
Андрей Чернихов, руководитель архитектурно-дизайнерской мастерской профессора IAA Чернихова А.А.
Итальянские архитекторы из Studio Associato Secchi-Vigano строго придерживаются своей изначальной планировочной концепции, в основе которой квадратная сетка, обозначенная А.Высоковским как космическая.

На основании детального анализа транспортной доступности для развития Правительственного центра выбраны несколько потенциальных участков – Переделкино, Аннино, Московский и все та же Коммунарка. Последняя, по словам докладчиков, сильно проигрывает остальным в отношении обеспеченности транспортом. Поэтому все внимание проектировщиков сосредоточилось на поселке Московский. И это несмотря на то, что там находятся крупнейшая городская свалка и кладбище.

Пространственное окружение Московского являет собой удручающую картину, и только проект государственного значения мог бы реанимировать эти деградированные территории. Предлагается реквалифицировать свалку, наладить сеть общественного транспорта. Помимо правительственных зданий здесь планируется возведение жилья и масштабное благоустройство. К примеру, общественные пространства предлагается превратить в крытые переходы с комфортным в любое время года микроклиматом.

Свою концепцию презентует Studio Associato Secchi-Vigano.
Свою концепцию презентует Studio Associato Secchi-Vigano.
Архитекторы Urban Design Associates считают, что выселять властные структуры из Кремля надо лишь частично. Их планировочная концепция сводится к строительству административных и жилых объектов вокруг искусственно созданных водоемов в юго-западном секторе. Для этого необходимо наладить систему управления водными ресурсами, благоустроить водоемы, построить дамбы. В результате появятся дополнительные озера, вокруг которых сможет развиваться Правительственный центр и город. Архитекторы признались, что вдохновлялись пейзажами русских художников, в частности – картинами Левитана.

Совершив глубокий экскурс в историю, докладчики продемонстрировали публике самые знаменитые парламентские здания – от римского Капитолия до парламента Великобритании. На основании чего был сделан вывод, что и в архитектуре, и в местоположении столь значимого объекта важна, прежде всего, национальная идентификация.

Urban Design Associates с идеей управления водной системой Москвы.
Urban Design Associates с идеей управления водной системой Москвы.
Архитектурная мастерская «Остоженка» предложила самое мягкое из всех представленных планировочное решение – без радикальных вмешательств.

Александр Скокан рассказал, что исторический каркас московских улиц имеет ярко выраженное центростремительное построение. Река, пересекающая город поперек, способна снять нагрузку на центральное ядро. Проектом выделены 15 перспективных участков вдоль русла Москвы-реки, где основные точки – это Сити и «ЗиЛ».

Краснопресненская набережная могла бы стать территорией развития Федерального центра. После выноса расположенного здесь Экспоцентра, состоящего из некачественных и в большинстве своем временных построек, освободится площадь для строительства крупного Финансового центра. Продолжая движение вдоль набережных Москвы-реки, Александр Скокан предложил освободить Шелепихинскую набережную для развития Сити.

Что касается Парламентского центра, то его «Остоженка» принципиально оставляет в старых границах Москвы, и ни где-нибудь, а на месте бывшей гостиницы «Россия». Зарядье – это колоссальная свободная территория в центре столицы, способная сообщить правительственным учреждениям значимость, центральность, открытость и демократичность.

Доклад Александра Скокана, руководителя АБ «Остоженка».
Доклад Александра Скокана, руководителя АБ «Остоженка».
Непредсказуемость будущего российской столицы и разнящиеся прогнозы касательно роста либо убывания населения заставили французских архитекторов из компании L'AUK разработать открытый проект, который может быть приспособлен к различным сценариям развития Москвы.

Среди первостепенных задач отмечается снятие проблем дефицита жилья и, разумеется, транспортной загруженности. Причем акцент сделан на экономичности решений за счет максимального использования существующей инфраструктуры.

Программа развития города выстраивается по трем направлениям: внутри (IN), т.е. в историческом центре, снаружи (EX) – на юго-западе, и где-то между (IN/EX) – имеется в виду проект так называемой «Параллельной Москвы». Это линейный город, запроектированный между двумя аэропортами. На проведенную между ними линию нанизывается множество хабов. В их числе оказывается и Федеральный центр, расположенный рядом с Коммунаркой.

Французские архитекторы компании L’AUC перед презентацией своего проекта.
Французские архитекторы компании L’AUC перед презентацией своего проекта.
Рикардо Бофилл в своем эмоциональном докладе рассказал о необходимости создания на новых территориях Москвы крупных специализированных центров – финансового, научного, федерального и др., связанных между собой. Только новый даунтаун способен спровоцировать развитие юго-западных территорий.

Вынос сюда Правительственного центра станет стимулом к формированию вокруг него мультифункционального города, включающего и жилье, и офисы, и торговлю. По замыслу проектировщиков, это должен быть умный метрополис, интегрированный в природу.

В проекте Бофилла уже частично проработана архитектура будущего Федерального центра, комбинирующая исторические и современные элементы. Доминантой композиции является небоскреб – как символ высшей ступени власти.

Риккардо Бофилл сравнивает нарисованный им новый город с гигантским лобстером, который двумя мощными клешнями ухватился за старую Москву. Там, в исторических границах, предполагается формирование качественной и зеленой городской среды, пронизанной плотной сетью больших и маленьких улиц.

Риккардо Бофилл на фоне небоскреба нового Правительственного Центра.
Риккардо Бофилл на фоне небоскреба нового Правительственного Центра.
Продемонстрировав самые разнообразные подходы к развитию Московской агломерации, участники конкурса тем временем вышли на финишную прямую. Напомним, что уже в начале осени состоится подведение итогов марафона, длившегося более полугода.