Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.02.2012

Четыре части целого

Елена Петухова

Выходом сборника из 3 книг и CD-диска в эксклюзивном картонном боксе завершился растянувшийся на несколько лет издательский проект мастерской А. Асадова. В нем собраны информация и материалы, дающие наиболее полное представление о жизни и творчестве одного из самых известных современных российских архитекторов – Александра Асадова.

Все элементы издательского проекта в картонном боксе
Все элементы издательского проекта в картонном боксе
Жанр монографии архитектора, достаточно популярный во всем мире, в России развит не слишком активно. Если бы не креативность и предприимчивость издательства «Татлин», запустившего в 2006 году серию монографических изданий, эта разновидность архитектурной публицистики вообще рисковала не выйти за границы историко-биографических сборников, посвященных легендарным зодчим прошлых лет. Инициатива екатеринбургского издательства породила представительную серию монографий, охватывающих от 5 до 10 последних лет практики целой когорты известных российских архитекторов и дающих исчерпывающее представление читателю о наиболее заметных проектах и постройках. Оборотной стороной  периодического (до 5 изданий ежегодно) характера серии стал журнальный формат, предполагающий мягкий переплет и единообразную, хоть и на традиционном для «Татлин» высоком уровне дизайна, полиграфическую подачу. Те ж, кто хотел большего, были вынуждены сами издавать монографии, на свой страх и риск окунаясь в специфику редакторского и дизайнерского ремесла, привлекая знакомых критиков к написанию статей или всей мастерской верстая разворот за разворотом. Благодаря этим усилиям архитектурная библиотека за последние годы пополнилась несколькими весьма впечатляющими изданиями, но не одно из них не может сравниться в полноте представленной информации и полиграфическому совершенству со сборником, посвященным Александру Асадову.

Мастерская А. Асадова также предпочла не идти стандартным путем и приняла решение издать монографию самостоятельно, опираясь на помощь команды, в свое время участвовавшей в создании журнала ARX. При разработке концепции, просто начав фиксировать все то, что нужно было включить в готовящуюся книгу, – проекты, выполненные начиная с середины 90-х годов, конкурсные концепции, богатый фотоархив и биографические сведения, – авторы столкнулись с невозможностью вместить все это в объем одного издания. И тогда команда приняла решение пойти на полиграфический эксперимент и подготовить блок из нескольких книг, собранных в жестком картонном кейсе. Нечто подобное в Европе сделало издательство Thames & Hudson, выпустившее в 2004 году знаменитую монографию Захи Хадид в красном пластиковом боксе. В России издание стало первым опытом сборной архитектурной монографии такого уровня и класса.

Состав проекта и содержание каждого входящего в него элемента были определены не сразу. В итоге команда остановилась на формате квадратного кейса, в который как в коробку вкладывались бы 4 элемента: одна большая книга – монография Александар Асадова с 25 его лучшими проектами, две узкие книжки – полный каталог проектов мастерской и сборник различных материалов, дающий представление об истории становления творческого метода и внутренней кухне архитектора Александра Асадова, а также картонный диджипак с CD-диском. По сути, все входящие в проект издания готовились и издавались независимо друг от друга, для того, чтобы мастерская могла использоваться их как по отдельности, так и, по окончании всего проекта, совместно в виде сборного кейса. Каждая из готовящихся к изданию книг представляет собой законченное полиграфическое произведение, со своей вступительной статьей, художественным фотопортретом (фотограф Кирилл Овчинников),  четкой композицией, исчерпывающим содержанием и ясной функциональностью.

Сама мастерская, прежде всего, нуждалась в представительном каталоге своих проектов и построек, в котором со всей наглядностью можно было бы продемонстрировать типологический и масштабный диапазон работ, мастерски выполняемых под руководством Александра Асадова. В результате, в пяти разделах: «Градостроительство», «Жилье», «Бизнес», «Культура» и «Транспорт» были собраны почти 200 объектов. Вступительная статья называлась «Архитектура высокого напряжения» и была посвящена анализу наиболее характерных черт авторской архитектуры.

Следующим реализованным элементом проекта стала книга «Топ-25», представляющая собой вариацию на тему наиболее распространенного формата монографии – сборника или коллекции из 25 лучших построек и проектов Александра Асадова. Для того чтобы избежать субъективизма при отборе объектов, команда использовала многоуровневую систему голосования, в которой мнение независимых архитектурных критиков учитывалось наряду с пожеланиями самого героя книги. Каждый объект представляла серия наиболее выигрышных имиджей, подборка чертежей и описание на русском и английском языках. Предваряла подборку статья «Внутренняя свобода», в которой анализ творчества архитектора Асадова перемежался цитатами из его интервью, данных различным СМИ за последние десять лет. Завершала книгу иллюстрированная хронология жизни архитектора, в которой последовательность личных событий – учеба, женитьба, рождение детей и внуков –  шла параллельно с событиями в профессиональной деятельности: датами окончания проектов, постройки зданий, получения премий и победами в конкурсах.

Третья книга не может быть отнесена к какой-то общеизвестной категории. В ней авторы постарались найти способ и форму заглянуть за внешний, достаточно хорошо всем известный, хоть и немного отстраненный образ архитектора Асадова (Александр Рафаилович не самый светский человек в архитектурном сообществе), чтобы почувствовать себя немного ближе к этому замечательному человеку. Что его беспокоит, как он творит, с кем дружит, как воспитывает детей и внуков. Конечно, самый простой и очевидный путь – расспросить обо всем этом его самого, его коллег и друзей, с которыми он съел пуд соли и изрисовал склад кальки. В результате под одной обложкой собрались очень разные истории, относящиеся к различным периодам жизни Александра Асадова, а также подборка уникальных архивных материалов: старых проектов, рисунков, фотографий из семейного альбома и всего того, что может многое рассказать о жизни архитекторов вне мастерской. Неслучайно вступительная статья к этому сборнику названа «Пара||история», что подразумевает погружение в параллельную реальность – внутреннюю жизнь и творческую кухню известного архитектора А. Асадова.

Четвертая часть издательского проекта – дань современной моде на цифровые способы подачи информации. На  CD-диске, упакованном в картонную папку такого же узкого формата, как каталог и сборник интервью, записан оригинальный фильм, созданный съемочной группой московского Центра современной архитектуры  в 2011 году к юбилею Александра Рафаиловича и большой персональной выставке в Центральном Доме архитектора.  Название фильма повторяет заголовок вступительной статьи из книги «Топ-25» – «Внутренняя свобода». Видимо, именно это понятие наиболее полно, по общему мнению, отражает индивидуальную особенность творчества Александра Асадова. Кроме видеофильма, на диске представлены еще 12 видеороликов различных проектов, а также портфолио «Мастерской А. Асадова» в формате Powerpoint-презентации. Все эти материалы – своего рода коллекция бонусных треков. Если следовать аналогии с фирменными изданиями лучших мировых кинобестселеров, сам фильм обязательно должен сопровождаться дополнительными материалами, иногда интересными, иногда забавными, но в любом случае небесполезными. Особенно для тех, кто посмотрел сам фильм и проникся искренним интересом к его создателям и запечатленному в нем миру. Так и в нашем случае, всем кто ознакомился с каталогом мастерской, изучил выборку самых лучших проектов или прочел сборник интервью, неизбежно захочется продлить знакомство с творчеством Александра Асадова, посмотрев фильм о нем  или просто поставив себе за правило отслеживать его новые проекты, регулярно публикуемые в различных журналах, а также в Агентстве архитектурных новостей. С условиями приобретения издания можно ознакомиться на сайте мастерской.
Александр Асадов. Фото: Кирилл Овчинников
Александр Асадов. Фото: Кирилл Овчинников
Три книги и CD-диск с фильмом «Внутренняя свобода»
Три книги и CD-диск с фильмом «Внутренняя свобода»
Каталог проектов А. Асадова
Каталог проектов А. Асадова
Каталог проектов А. Асадова
Каталог проектов А. Асадова
Разворот с оглавлением книги «ТОП-25»
Разворот с оглавлением книги «ТОП-25»
Книга «ТОП-25»
Книга «ТОП-25»
Книга «ТОП-25»
Книга «ТОП-25»
Книга «ТОП-25»
Книга «ТОП-25»
Книга «ТОП-25». Подборка проектов для ММДЦ «Москва-Сити»
Книга «ТОП-25». Подборка проектов для ММДЦ «Москва-Сити»
Сборник «Пара»|история"
Сборник «Пара»|история"
1982 г. Проект для международного конкурса «Tete Defense» в соавторстве с М. Хазановым, С. Скуратовым, М. Кокошкиным, А. Бавыкиным, Л. Евзоровичем, С. Ткаченко, М. Хейсманом, под руководством профессора Э. М. Гользамдта
1982 г. Проект для международного конкурса «Tete Defense» в соавторстве с М. Хазановым, С. Скуратовым, М. Кокошкиным, А. Бавыкиным, Л. Евзоровичем, С. Ткаченко, М. Хейсманом, под руководством профессора Э. М. Гользамдта
Эскиз концепции застройки комплекса Олимпийских объектов в Сочи
Эскиз концепции застройки комплекса Олимпийских объектов в Сочи
Дружеский шарж
Дружеский шарж