Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.02.2012

Десятка отважных для «Большой Москвы»

Анна Мартовицкая
Мастерская:
Diller Scofidio + Renfro
Nikken Sekkei
OMA
АБ «Остоженка»
Архитектурно-дизайнерская мастерская А. А. Чернихова
Группа Арк
Меганом
СПИЧ

20 февраля были подведены итоги отборочного тура конкурса на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Право проектировать «Большую Москву» получили 10 архитектурных команд.

Коллаж Ю.Тарабариной на основе фотосъемки sobesednik.ru и maca.ru
Коллаж Ю.Тарабариной на основе фотосъемки sobesednik.ru и maca.ru
Прием заявок на конкурс концепции развития Московской агломерации был закрыт 13 февраля. Всего на него было подано 67 заявок, в том числе 37 от зарубежных коллективов. Как уточняет «Коммерсант», в общей сложности желание принять участие в конкурсе на развитие Большой Москвы изъявили авторские коллективы из 21 страны. Десятку наиболее подходящих команд отбирала специальная редакционная комиссия, в которую вошли главные архитекторы Москвы и области, представители Минрегиона, НИиПИ Генплана Москвы, а также директор рабочей группы Большого Парижа Бертран Лемуан и заместитель директора регионального департамента планирования Мадрида Альберто Леборейро.

В число финалистов (полный список можно изучить на сайте Москомархитектуры) вошли четыре российских коллектива – архитектурное бюро «Остоженка», ООО «Архитектурно-дизайнерская мастерская профессора IAA А.А.Чернихова», ЦНИИП градостроительства и Московский архитектурный институт. Правда, ни одна из этих организаций не планирует выступать в конкурсе самостоятельно – понимая, что для разработки столь масштабного и многопланового проекта, как «Большая Москва», необходимы эксперты самого разного профиля, россияне заручились поддержкой иностранных коллег. Отметим, что аналогичным образом поступили и большинство зарубежных бюро, отобранных редакционной комиссией, так что в составе европейских и американских команд в конкурсе на лучшую концепцию развития Московской агломерации также примут участие и россияне – например, «Проект Меганом», Group Ark, ООО «Бернаскони» и ООО «Объединенные проекты».

При изучении списка финалистов в глаза сразу бросается разнородность отобранных коллективов. Так, например, «Остоженка» заручилась поддержкой Института географии РАН, ведущего специалиста по транспорту Александра Стрельникова, директора Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-запад» Владимира Княгинина и разработчиков концепции развития «Большого Парижа» Ateliers Lion Associes. Как нам рассказал руководитель бюро Александр Скокан, приняв решение участвовать в конкурсе, «Остоженка» сразу стала изучать опыт «Большого Парижа» и из множества разработанных для него проектов выбрала наиболее близкий себе по духу и мировоззрению. Автором такого проекта и оказалось Ateliers Lion Associes, которое, в свою очередь, пригласило в качестве консультантов компанию La Société du Grand Paris, ответственную за проект и строительство транспортной сети расширяемой столицы Франции и госструктуру по благоустройству района La Défense EPADESA.

Самой интернациональной оказалась команда Андрея Чернихова: к работе над «Большой Москвой» этот архитектор пригласил коллег из США (Diller Scofido + Renfro), Хорватии (Tower 151 Architects), Болгарии (Projects EOOD), Дании (Juul-Frost Architects), Великобритании (McAdam Architects). В разговоре с Архи.ру Андрей Александрович признался, что отбор велся преимущественно по принципу личного знакомства: с кем-то из названных проектировщиков Чернихов уже сотрудничал раньше, с кем-то общался в рамках «Премии Чернихова». «Если же говорить о профессиональных качествах приглашенных коллег, то все это люди, обладающие нестандартным мышлением и самым широким кругозором, а их проекты отличаются скрупулезностью проработки. Кроме того, мы посчитали необходимым привлечь к работе над концепцией порядка 12 российских экспертов в области урбанистики, геополитики и экономики, хорошо представляющих себе реальные потребности будущей агломерации».

А вот МАрхИ, который сам по себе собрание всевозможных экспертов, пригласил в соавторы всего одно архитектурное бюро – это Devereux Architects из Ирландии, участвовавшие в 2010 году в международном конкурсе на лучшую концепцию развитию 179-го квартала Перми. ЦНИИП градостроительства также сделал ставку на минимум помощников – вместе с институтом в конкурсе будут участвовать японская компания NIKKEN SEKKEI, которая, в частности, проектирует на пересечении Волгоградского проспекта и Третьего транспортного кольца квартал «Метрополия», и английское бюро RTKL, в России пока больше всего известное проектом подземного торгового комплекса под Павелецкой площадью.

Помимо соавторов «Остоженки», в числе отобранных команд оказалось еще три разработчика концепции развития «Большого Парижа» – итальянцы Studio Associato Bernardo Secchi Paola Viganò (кстати, единственная из 10 команд, решившая работать над проектом самостоятельно), а также французы Antoine Grumbach et Associes (пригласили Wilmotte&Associes, Высшую школу экономики и московскую мастерскую «Линия») и L'AUC, в тандеме с которыми, в частности, будет работать Борис Бернаскони. Также в числе будущих авторов «Большой Москвы» оказались легендарное бюро OMA (выступает в предсказуемом тандеме с Институтом «Стрелка» и «Проектом Меганом»), испанец Рикардо Бофилл, планирующий использовать в работе над проектом опыт развития Барселоны, и объединенная команда урбанистов из Канады, Великобритании и США под руководством Urban Design Associates. Кроме того, четыре бюро комиссия по результатам сводной оценки заявок рекомендовала пригласить для участия в семинарах конкурса на правах консультантов. Это ООО «ГРАН» и «SPEECH Чобан & Кузнецов» (Россия), Gregotti Associati International SRL (Италия) и Пекинский проектный институт по проектированию городского строительства (Китай).

То, что комиссия отдала предпочтение именно авторам «Большого Парижа», отнюдь не случайно: комплексное управляемое расширение французской столицы – та модель, по образу и подобию которой намерена развиваться и Москва. Конечно, не все парижские ноу-хау применимы в российских широтах, но сам конкурс на лучшую концепцию агломерации проводится именно по схеме, придуманной и реализованной в 2007–2010 годах французскими властями. В частности, идея о параллельной работе над проектом сразу десяти команд, среди которых не выбирается одна лучшая, позаимствована именно у них. С точностью до евро совпадают и суммы гонораров участников – команды, отобранные Москвой, также получат за свои проекты по 250 тысяч евро.

Контракты с финалистами заказчик конкурса ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» заключит уже на этой неделе, 24 февраля. Затем в течение 6 месяцев каждая из команд должна будет разработать три логично дополняющих и развивающих друг друга проекта: самой московской агломерации, столицы с присоединенными территориями и нового федерального правительственного центра, который предполагается разместить на присоединенных землях. «Пока нет никакой ясности по поводу того, что именно нужно разрабатывать, не очень ясен также состав и характер подаваемых материалов, – поделился с Архи.ру Александр Скокан. – Вряд ли здесь нужны эффектные чертежи и визуализации, скорее, регламенты и рекомендации, но от Москомархитектуры пока очень сложно добиться внятных объяснений. Надеюсь, ситуация прояснится после подписания договора и проведения первого из обещанных семинаров».

Не ясно пока и то, кто именно будет оценивать итоговые работы отобранных команд. По словам Александра Кузьмина, состав жюри определится к лету этого года. «Пока точно могу сказать лишь то, что в него не войдут бюрократы из правительства Москвы, Московской области и федеральных структур. Это требование мэра Москвы Сергея Собянина», – цитирует главного архитектора Москвы агентство «Интерфакс»

Руководство Москомархитектуры обещает, что все проекты финалистов будут показаны на специальной выставке в сентябре 2012 года, а чуть позже жюри отметит в каждом из них наиболее интересные и применимые для Москвы разделы и решения. «То, что в конкурсе не будет победителя (как и в конкурсе на «Большой Париж»), кажется очень здравой и закономерной идеей, ведь проекты такого масштаба могут разрабатываться только коллегиально, – сказал в интервью Архи.ру профессор МАрхИ Вячеслав Глазычев. – Конечно, выбор комиссии вызывает определенные вопросы: не все команды одинаково известны и успешны именно на ниве градостроительства и урбанистики, но лично мне кажется огромным плюсом то, что и российские, и зарубежные бюро, за редким исключением, решили выступать командами, причем командами довольно большими. Это не просто разомкнет наш привычный круг кулуарного проектирования, но и гарантирует разнообразие подходов к решению проблем Москвы».