Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.05.2007

Заседание Общественного совета при Мэре Москвы, 28 мая

Ирина Фильченкова

На совете было рассмотрено 8 проектов, среди которых – дом «Маршал» Михаила Филиппова, здание Михаила Посохина на Арбатской площади на месте снесенного «Соловьиного дома», а также Западный порт в «Большом Сити», комплекс садово-паркового искусства в Тушино и Олимпийский Центр хоккея на траве «Москва» Андрея Бокова

Первым был рассмотрен предпроект многофункционального комплекса садово-паркового искусства, ландшафтной архитектуры и цветового оформления (Моспроект-4, арх. Д.С. Подъяпольский) на территории парка «Тушинский». Совсем недавно территория улицы Свободы и парка была внесена Правительством Москвы в особо охраняемую зону. На этих и соседних с ними не зеленых территориях планируется создание большого количества ландшафтных парков и строительство двух выставочных павильонов по садово-парковому искусству, спортивно-оздоровительного центра и гостиницы. В целом объект занимает 23 га земли, из них 35% - застроенные территории, дороги и 65%, или 18 гектаров – зеленые насаждения. Парки, как сказал А. Кузьмин, будут не просто английскими или французскими, но и различаться по функциям – например будет луг медоносный, сад камней и др. Также проект предполагает создание пешеходного моста через залив, который соединит парки с северным округом. Предпроект был одобрен и Росприроднадзором и мэром.

Концепция реконструкции Московского Западного порта (Метрогипротранс, НИиПИ Генплана Москвы, арх. В.С. Волович) возле «Москва-Сити» и церкви Покрова в Филях была сильно урезана мэром. Проект предлагает развитие значительного грузового порта со всеми современными технологиями – ж/д, автомобильный и судоходный транспорт под одной кровлей. На первых этажах предполагаются обслуживающие и гостиничные помещения, а в четырех подземных – контейнеры для грузов. Также в проекте заложено создание подземного транспортного узла для снабжения Москва-Сити. В ответ на проектное предложение Юрий Лужков спросил – «а зачем нам здесь вообще нужен грузовой порт? В нескольких километрах от Кремля, возле Москва-Сити, который совсем не для грузовых перевозок предназначен. Пассажирские перевозки – пожалуйста, но грузовые здесь никак не могут быть. Для этих целей я могу подсказать вам альтернативный адрес – Ельцовская промзона г. Химки». Как выяснилось, из всего порта на снабжение Сити уходит 50%, отчего было решено сократить проект в двое, оставив минимальный объем только для обслуживания «Москва-Сити».

Предпроект многофункционального жилого комплекса «Маршал» архитектора Михаила Филиппова. Место строительства – улица Маршала Рыбалко, 2, на территории воинской части, которую Минобороны решило вывести за черту города. Это район 4-го транспортного кольца, где автомобили съезжают на ул. Народного Ополчения. По словам Александра Кузьмина, новое здание выполнено в традициях московской архитектуры, где закрученная композиция выходит в башню, не превышающую соседние параметры, и дальше расходится малоэтажными объемами. Общая площадь жилья -190 тыс. кв.м., из которых 70 тыс.- подземных. При обсуждении выяснилось, что строительство комплекса уже идет полным ходом и построено по разным данным от 20 до 50%. По части эксплуатации помещений многих смутило расположение «окно в окно» и плохая инсоляция помещений. Однако в целом было отмечено высокое качество архитектуры – «перед нами один из ведущих архитекторов нашего времени и проект имеет массу интересных пластических и пространственных решений, для того чтобы этот сложный участок был интересно застроен». После этих слов Юрий Лужков поддержал проект, добавив, что «комплекс довольно необычен, уходит от прямоугольных схем и реализует очень необычную конфигурацию». При этом мэр уточнил заказчикам, что в комплексе нужно снизить офисную составляющую и добавить ее к жилью.

Предпроект Олимпийского Центра хоккея на траве «Москва» в природно-историческом парке «Москворецкий», ул. Крылатская, 26, (Моспроект-4, маст. №6, арх. А.В. Боков) как выяснилось в самом начале заседания, оказался не утвержден Росприроднадзором, но все же был рассмотрен. На неблагоустроенной резервной местности, рядом с достаточно свободным Звенигородским проспектом, планируется создать открытый стадион на 3 тыс. мест. Юрий Лужков решил одобрить точку застройки, отметив, что «этот стадион будет почти весь зеленым» и дальше он должен быть рассмотрен с позиции Росприроднадзора.

Гостинично-офисный центр на Ленинградском шоссе, 61, САО, (ЦНИИЭП, арх. Ю.П. Григорьев) планируется построить в небольшом лесном массиве при въезде в Москву. Было предложено два варианта – один «в виде корабля, выброшенного на берег», другой – изогнутая в плане пластина с конференц-залами и гостиницей на 250 номеров. Среди высказанных мнений было такое, что лучше бы это место оставить зеленой зоной, а если уже решили строить, то объем должен быть в два раза меньше. Мэр Москвы предложил делать маленькую «аккуратную» гостиницу на 100 мест, без дополнительных залов, которая и без того «будет достаточно эксклюзивна».

Затем был рассмотрен проект дома на углу Никитского бульвара, 6/20 – который выносится на совет уже третий раз (ГУП Моспроект-2, маст. №7, М.М. Посохин). Этот дом собираются строить на месте снесенного памятника архитектуры – 4-х этажного «Соловьиного дома». Три представленных варианта – в 10, 7 и 6 этажей, с мансардными этажами, надо сказать, мало отличались от предыдущих проектов – что отметил А. Клименко: «это просто неуважение выставлять один и тот же проект, который к тому должен быть в 4 этажа». Объект находится в зоне строго-регулированной застройки и поэтому по закону здесь может быть только регенерация, или изменение статуса охранной зоны. При этом проект не был предварительно рассмотрен ни ЭКОСом, ни Москомнаследием. Неоднократно прозвучали слова о том, что Арбатская площадь и так почти загублена масштабной постройкой М. Посохина напротив ресторана «Прага» и что уж в этом проекте никак нельзя допустить подобной градостроительной ошибки. Поступили предложения рассмотреть площадь целиком, а не в штучном порядке.
По словам В. Ресина, он когда-то бывал в снесенном доме, и видел там очень высокие потолки, и сейчас строить «по тем же параметрам» нельзя, «да и Москва немного подросла за это время» - поэтому 6 этажей подходят лучше всего. С этим последим мнением согласился Юрий Лужков, добавив, что проект следует рассмотреть на заседании ЭКОСа и Москомнаследия и «…посмотреть общий облик Арбатской площади».

Многофункциональный деловой центр при подъезде к «Москва-Сити» на Краснопресненской наб., 12 строится с 70-х гг., когда его проектировал Михаил Посохин-старший в духе модернизма того времени. Проект уже рассматривался в перспективе  Сити и сейчас вопрос стоит о его фасаде. На заседании было представлено три варианта – один в эстетике 70-х, один темно-остекленный и один равномерно остекленный светлый. Мнения выступающих были не однозначны: А. Кудрявцев, например, предложил поиграть с этим местом и сделать что-то современное и яркое, другие наоборот, говорили, что это затмит Сити, на который накладывается комплекс, третьи предлагали сохранить посохинский проект, который когда-то был технологической новинкой и возможно вскоре станет памятником своего времени. Решение вынес Ю.М. Лужков, сказав, что «все эти здания не белокаменная Москва и лет через 20 общественный совет уже в другом составе решит, что это временная архитектура, точно также, как мы когда-то решили, что гостинца «Интурист» это гнилой зуб». После такого пожелания, мэр рекомендовал рассмотреть проект в панораме Москва-Сити еще раз.

Последним был рассмотрен экспериментальный проект (ГУП НИиПИ Генплана Москвы, инж. М.Г. Крестман) размещения гаражного строительства в районе «Ясенево», иными словами организация 100% хранения автомобилей. Как оказалось, в районе четверть машин стоят во дворах и школах, примерно столько же стоят в «ракушках», 45% - на стоянках и только 5% - в капитальных гаражах. Проект планирует на месте т.н. плоскостных стоянок построить несколько многоэтажных и подземных капитальных, что освободит территорию в четыре раза, в основном под озеленение. Проект был принят, а заместителям главного архитектора в районных управах было поручено предоставить графики и схемы своих районов для того, чтобы и там реализовался паркинг на примере района «Ясенево».

Главный архитектор Москвы, Александр Кузьмин. Фото: Ирина Фильченкова
Главный архитектор Москвы, Александр Кузьмин. Фото: Ирина Фильченкова
Проект реконструкции Московского Западного порта
Проект реконструкции Московского Западного порта
Проект реконструкции Московского Западного порта
Проект реконструкции Московского Западного порта
Предпроект многофункционального жилого комплекса на ул. Маршала Рыбалко,2
Предпроект многофункционального жилого комплекса на ул. Маршала Рыбалко,2
Предпроект многофункционального жилого комплекса на ул. Маршала Рыбалко,2
Предпроект многофункционального жилого комплекса на ул. Маршала Рыбалко,2
Предпроект Олимпийского Центра хоккея на траве «Москва» в природно-историческом парке «Москворецкий», ул. Крылатская, 26,
Предпроект Олимпийского Центра хоккея на траве «Москва» в природно-историческом парке «Москворецкий», ул. Крылатская, 26,
Проект гостинично-офисного центра на Ленинградском шоссе. 1 вариант
Проект гостинично-офисного центра на Ленинградском шоссе. 1 вариант
Проект гостинично-офисного центра на Ленинградском шоссе, 61. 2 вариант
Проект гостинично-офисного центра на Ленинградском шоссе, 61. 2 вариант
Архитектурное решение фасадов многофункционального деловой центрп на Краснопресненской наб., 12
Архитектурное решение фасадов многофункционального деловой центрп на Краснопресненской наб., 12
Проект размещения гаражного строительства в районе «Ясенево»
Проект размещения гаражного строительства в районе «Ясенево»