Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.11.2011

Золотой каньон сити

Анна Мартовицкая
Объект:
Архитектурная концепция застройки участка 17-18 Москва-сити
Адрес:
Россия, Москва.
Архитектор:
Сергей Скуратов
Мастерская:
Сергей Скуратов ARCHITECTS
Авторский коллектив:
Скуратов С.А., Обвинцев В.А., при участии Ильина И.Ю., Асадова Н.А.

Единственным российским участником недавнего международного конкурса на застройку последнего свободного участка на территории ММДЦ «Москва-сити» стало архитектурное бюро «Сергей Скуратов Architects». Свой многофункциональный комплекс мастерская Сергея Скуратова трактовала как архитектурный антипод всем уже построенным здесь небоскребам.

Участок 17-18, о котором идет речь, ограничен Тестовской улицей, 1-м и 2-м Красногвардейскими проездами и представляет собой практически идеальный равносторонний треугольник. Это именно здесь лорд Норман Фостер собирался возвести к 2016 году рекордно высокую башню «Россия» – строительство было отменено в разгар экономического кризиса, и с тех пор площадка вакантна. С 2006 года, когда звезда британской архитектуры спроектировал свой 600-метровый небоскреб, в судьбе «Москва-сити» вообще многое изменилось: одни высотки достроены и сданы в эксплуатацию, другие проекты заморожены навсегда, третьи уступили место парковкам, а в целом деловой центр успел зарекомендовать себя как катастрофически неудобный и перегруженный автотранспортом район. Но не пустовать же площадке, тем более такой! Участок 17-18 – это та часть ММДЦ, которая ближе всего расположена к Третьему транспортному кольцу и по идее должна служить парадной вывеской всего конгломерата небоскребов. Правда, теперь наученный опытом предшественников инвестор понимает, что рекордно высокое здание здесь не нужно – скорее, некий промежуточный в смысле высоты объем, который визуально бы воспринимался как «ближний рубеж» офисных гигантов. Вот почему в рамках конкурса архитекторы должны были придумать объект, кардинально отличающийся от всего того, что уже построено в «Москва-сити», и, более того, способный кардинально улучшить имидж этого района столицы.

Высота будущего комплекса была ограничена 230 метрами, но, тщательно проанализировав силуэт и панорамы ММДЦ, Сергей Скуратов пришел к выводу, что и это довольно много, и «отрезал» от проектируемого объема еще 40 метров. Таким образом архитектор получил здание, которое было бы существенно выше всех эстакад Третьего транспортного кольца и не терялось на фоне небоскребов, но в то же время и не стремилось тягаться с последними. Что же касается объемно-планировочного решения, то над ним Скуратов изрядно поломал голову. «Сначала, конечно, рисовалась башня – одна или несколько, и мы двигали ее по участку и комбинировали с разными другими объемами, – рассказывает архитектор. – Но все это не отвечало главной задаче – придумать объект, который бы, с одной стороны, визуально воспринимался плоть от плоти «Москва-сити», а с другой, был совершенно самостоятельной архитектурной единицей, про которую сразу ясно, что она спроектирована на десять лет позже, чем небоскребы. В конце концов, эти перестановки мне надоели, и я решил действовать от противного – застроить участок по периметру».

Фактически Скуратов воспроизводит исходную конфигурацию равностороннего треугольника, правда, скругляет и слегка отгибает у своей «фигуры» углы, сообщая ей таким образом очевидное пластическое родство с расположенными по соседству высотками. Впрочем, это не значит, что комплекс решен как единый монолитный объем – это отнюдь не неприступный форт, защищающий подступы к ММДЦ. Наоборот, архитектор стремился создать структуру в меру проницаемую и открытую (почему «в меру», думаю, понятно – соседство с такой трассой, как ТТК, отнюдь не располагает к полной прозрачности). На выручку пришла функциональная программа, составленная заказчиком: в состав комплекса следовало включить торговые и офисные площади, а также вместительную парковку и жилье. Паркинг предсказуемо ушел под землю, а магазины, офисы и апартаменты Сергей Скуратов распределил слоями: ритейл занимает первые этажи комплекса и пространство между стоянкой и озелененным внутренним двором, а рабочие места и квартиры формируют два одинаковых по габаритам объема, которые архитектор ставит друг на друга. Каждый из треугольников, в свою очередь, составлен из нескольких корпусов – по 3-4 на «сторону», – причем верхние с нижними чередуются в шахматном порядке. С одной стороны, это позволяет пропустить через офисы вертикальные коммуникации жилья, а с другой помогает избежать того самого ощущения крепостной стены. Визуально граница между разными функциями обозначена и с помощью широкого пояса технического этажа, по которому комплекс можно обойти по периметру (а можно и оббежать – архитекторы предлагают разместить здесь, в числе прочего, беговую дорожку). Еще один такой же сквозной коридор расположен на уровне кровли, объединяющей все верхние корпуса.

Как уже говорилось, пространство внутреннего двора предполагается озеленить. Однако создание обычного газона на кровле паркинга Скуратову кажется мерой совсем недостаточной – «Москва-сити» совершенно лишен зелени, поэтому хотя бы в последнем здании ММДЦ архитектору хотелось подойти к решению этого вопроса принципиально иначе. Проект его мастерской предусматривает создание полноценных садов не только на уровне земли, но и между офисами и апартаментами, а также на кровле последних. Что же касается растительности двора, то она широкими волнами выплескивается за пределы комплекса – зеленые пандусы окружают его практически по всему внешнему периметру, позволяя войти во двор, минуя торговые залы и офисные вестибюли. Сам Скуратов шутит, что попытался сделать еще одни «Садовые кварталы», только на этот раз в стилистике Сити.

Действительно, определенное родство с архитектурой делового центра в решении комплекса усмотреть можно, хотя Сергей Скуратов сделал все для того, чтобы оно не было кровным. Фасады своего МФК архитектор предлагает облицевать белым металлом – большое количество французских окон превращает их плоскости в ажурную сетку со строгим геометрическим рисунком. С одной стороны, налицо большое количество стекла – как и в соседних небоскребах, – а с другой, здесь оно заключено в тонкие, но надежные оправы, благодаря чему здание не воспринимается как студенистая масса, а выглядит очень парадно (заслуга белоснежного цвета) и строго.

Боковые торцы корпусов также выкрашены в белый цвет, но окон здесь значительно меньше и размещены они все в том же шахматном порядке, благодаря чему эти плоскости выглядят даже более «скуратовскими», чем главные фасады. Впрочем, во дворе сюрпризов еще больше: для того, чтобы сделать это пространство максимально светлым и теплым, архитекторы предлагают облицевать обращенные к нему фасады алюминиевыми панелями золотисто-терракотового оттенка. При таком решении даже в самые пасмурные дни обитателям комплекса будет казаться, что по поверхности здания скользят солнечные лучи. «Помните фильм «Золото Маккенны», где герои Грегори Пека и Омара Шарифа в конце попадают в золотой каньон? – улыбается Скуратов. – Так вот мне хотелось создать в Сити нечто подобное – много света, много зелени, много теплых красок, благодаря которым этот комплекс стал бы своего рода оазисом посреди очень суровой урбанизированной среды».

Гораздо красноречивее слов о грандиозном замысле «Сергей Скуратов Architects» рассказывает фильм, сделанный мастерской для презентации своего конкурсного проекта.
Эскиз
Эскиз