Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

17.08.2011

Пляжный десант

Маргарита Чубукова

С 11 по 17 июля в Самаре прошел фестиваль «СамараNEXT — Остров свободы». Его итогом стало создание 10 функциональных арт-объектов, предназначенных для благоустройства центрального пляжа этого волжского города.

Работа над объектом «Redball». Автор: Дарья Лисицына. Фото: Петр Виноградов
Работа над объектом «Redball». Автор: Дарья Лисицына. Фото: Петр Виноградов
В прошлом году фестиваль назывался «СамараNEXT. Место встречи», и его участники работали над созданием проектов необычных скамеек, которые затем были размещены в разных районах города. Главной же точкой базирования нынешнего фестиваля стал остров, имеющий неофициальное название «Голодный» и расположенный на Волге непосредственно напротив центрального пляжа Самары.
Самара. Фото: Петр Виноградов
Самара. Фото: Петр Виноградов

В течение недели участники работали над реализацией заранее придуманных и отобранных организаторами арт-объектов, призванных стать частью благоустройства центрального пляжа. Среди них можно встретить лавки необычных форм, раздевалки, шезлонги и еще несколько очень неожиданных объектов.

Больше лавок хороших и разных

Александр Филимонов создал лавку «Деревянная линейка на пляже». Увеличенная в 30 раз школьная линейка призвана стать не просто местом для сидения, но и аттракционом, позволяющим измерить всех и каждого. Кстати, мысль о создании такой скамьи родилась неслучайно: в 2019 году метрической системе, введенной парижской академией, исполнится 300 лет.
«Деревянная линейка на пляже». Автор: Саша Филимонов. Помогали: Константин Майоров, Андрей Петров, Наталья Куслиёва, Елена Хураськина, Ольга Филимонова, Матвей Малахов.
«Деревянная линейка на пляже». Автор: Саша Филимонов. Помогали: Константин Майоров, Андрей Петров, Наталья Куслиёва, Елена Хураськина, Ольга Филимонова, Матвей Малахов.

Серию скамеек-трансформеров «КЛУФЛ» создала Ирина Фишман. Аббревиатура «КЛУФЛ» расшифровывается как Клумба-Лавка-Урна-Фонарь-Лежак. И этот поистине многофункциональный городской объект, созданный из деревянного каркаса, обшитого двухсантиметровым слоем фанеры, предполагает массу модификаций – «2Л» (Лавка-Лежак),  «ЛУЛ» (Лавка-Урна-Лежак), «ФоКС» (Фонарь-Кресло-Стол), а также «Просто Урна. Или просто Клумба. Или просто Фонарь», «Двойная Урна – для разделения бумажных и стеклянных отходов. Или урна с клумбой. Или клумба с Фонарем. Или…»
Серия скамеек «КЛУФЛ». Автор: Ира Фишман. Помогали: Александр Шуткин, Настя Иванова, Марина Куркина, Оля Кострицина, Полина Шуткина
Серия скамеек «КЛУФЛ». Автор: Ира Фишман. Помогали: Александр Шуткин, Настя Иванова, Марина Куркина, Оля Кострицина, Полина Шуткина

Лавка Кирилла Скачкова заставляет вернуться в пока еще не столь далекое прошлое и вспомнить те времена, когда практически в каждой квартире на стенах висели ковры. «На фоне ковра» – это попытка вспомнить и сохранить символ уходящей эпохи, без которого в советское время не обходилось ни одно семейное или застольное фото. Теперь в роли ковра выступает высокая резная спинка лавки.
Лавка «На фоне ковра». Автор: Кирилл Скачков. Помогали: Стафеев Иван, Требунских Андрей, Шестаков Дмитрий
Лавка «На фоне ковра». Автор: Кирилл Скачков. Помогали: Стафеев Иван, Требунских Андрей, Шестаков Дмитрий

Средовая скульптура «Купальщицы» Ольги Филимоновой, строго говоря, лавкой не является. В композиции, созданной из обработанных стволов двух старых саровских деревьев, угадываются очертания двух шагающих людей в купальных костюмах. Но художница подсказывает: если «Купальщиц» повалить, то яркие полосатые бревна можно будет использовать для сидения.
Средовая скульптура «Купальщицы». Автор: Ольга Филимонова. Помогали: Саша Филимонов, Наталья Куслиёва, Санжай Манзаров.
Средовая скульптура «Купальщицы». Автор: Ольга Филимонова. Помогали: Саша Филимонов, Наталья Куслиёва, Санжай Манзаров.

Вариации на тему «раздевалка»

Свою кабину для переодевания Евгений Филимонов назвал «Gradient», и ее стены, выкрашенные в ярко-красный цвет, действительно постепенно истончаются. Этот интересный визуальный эффект достигается за счет изменения расстояния между прибитыми к каркасу брусками: они расположены вплотную друг к другу в центре стены и постепенно разряжаются по мере приближения к верхнему и нижнему краям.
Раздевалка «Gradient». Автор: Евгений Филимонов. Помогали: Сергей Андрюхин, Дмитрий Кузнецов, Антон Яковлев, Наталья Филимонова, Санжай Манзаров.
Раздевалка «Gradient». Автор: Евгений Филимонов. Помогали: Сергей Андрюхин, Дмитрий Кузнецов, Антон Яковлев, Наталья Филимонова, Санжай Манзаров.

«Раздевалка #2» Ольги Строговой выглядит одновременно просто и оригинально. Ее форму задают обручи, к которым прибиты стационарные доски, а к ним, в свою очередь, прикреплены дверцы-шторки.
Раздевалка #2. Автор: Ольга Строгова. Помогали: Кристина Досеева, Антон Гуреев, Дима Шевцов, Сергей Романов (изготовление каркаса).
Раздевалка #2. Автор: Ольга Строгова. Помогали: Кристина Досеева, Антон Гуреев, Дима Шевцов, Сергей Романов (изготовление каркаса).

Раздевалка #3 Петра Виноградова рассчитана на 6 человек, входы организованы для трех человек с одной стороны и для трех с другой. Все кабинки находятся на общем деревянном настиле.
Раздевалка #3. Автор: Петр Виноградов. Помогали: Евгений Турко, Сергей Романов, Камиль Абдуллин, Андрей Авдеев, Али Дадашев
Раздевалка #3. Автор: Петр Виноградов. Помогали: Евгений Турко, Сергей Романов, Камиль Абдуллин, Андрей Авдеев, Али Дадашев

Места для отдыха

Вполне закономерно появление на пляже и «Шезлонгов». Группу одинаковых шезлонгов под общим съемным навесом спроектировал Арсений Новиков. Трижды «ломающийся» под большим углом шезлонг выглядит достаточно комфортным.
«Шезлонги». Автор: Арсения Новикова. Помогали: Андрей Авдеев, Сергей Романов, Евгений Турко, Камиль Абдуллин, Кирилл Баир, Петр Виноградов
«Шезлонги». Автор: Арсения Новикова. Помогали: Андрей Авдеев, Сергей Романов, Евгений Турко, Камиль Абдуллин, Кирилл Баир, Петр Виноградов

Объект «Ренессанс советского кресла» (или иначе – «ренессанс ненужной вещи») Инны Сафиуллиной и Оксаны Базановой – это попытка дать советскому красному креслу с деревянными подлокотниками вторую жизнь. Кресло, закрепленное с помощью тросов на деревянной арке, теряет свое прежнее назначение и превращается в качели.
«Ренессанс советского кресла». Авторы: Сафиуллина Инна, Базанова Оксана. Помогали: Удинская Анастасия и Прокудин Илья
«Ренессанс советского кресла». Авторы: Сафиуллина Инна, Базанова Оксана. Помогали: Удинская Анастасия и Прокудин Илья

Дарья Лисицына, придумавшая конструкцию «Redball», предложила создать на пляже кардинально новое пространство. «Красный шар» диаметром 2,5 м из фанеры или хорошо гнущихся досок отдаленно напоминает по функции, но совсем не по форме беседку, в которой можно укрыться от палящего солнца. Шар может быть вкопан в песок, а может и перемещаться по пляжу. Внутри для удобства отдыхающих могут быть размещены подушки или охапка сена.
 
«Redball». Автор: Дарья Лисицына. Помогали: Кирилл Баир, Павел Алдошкин, Евгения Едутова, Али Дадашев
«Redball». Автор: Дарья Лисицына. Помогали: Кирилл Баир, Павел Алдошкин, Евгения Едутова, Али Дадашев

Такими были объекты, отобранные по итогам предварительного конкурса и созданные на самарском городском пляже. Часть из них, как и задумывалось, осталась на берегу Волги, скульптуру «Купальщицы» и серию скамеек «КЛУЛФ» передали спонсору фестиваля, фирме «Авиакор», которая разместит их в одном из жилых кварталов Самары. А «Ренессанс советского кресла», «Redball» и лавка «На фоне ковра» отправились в самарский Центр временного содержания для несовершеннолетних нарушителей. Так фестиваль, изначально задуманный как праздник лэнд-арта, приобрел большую социальную значимость. В следующем году «СамараNEXT» состоится под названием «2012. Фестиваль катастрофа», а его главной темой станет отношение архитекторов к глобальным катаклизмам.