Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

28.03.2007

«Марфино»

Объект:
Жилой микрорайон «Марфино» (Дмитрий Александров)
Адрес:
Россия, Москва.
Мастерская:
Александров и партнеры
Авторский коллектив:
Д.В. Александров, А.А. Иванов, А.Г. Федосеенко, П.П. Холковский, О.Б. Корина - жилые группы;
Д.В. Александров, О.А. Ванцкул - генеральный план
А. Грушин, Е. Раков - визуализация проекта

Микрорайон, проектирование которого находится в стадии разработки идеи, расположится на северо-востоке Москвы за Ботаническим садом. Он состоит из блоков-кварталов с большими внутренними дворами, силуэт и фасады которых варьируются, делая застройку гигантского пространства в 25 га «более человечной». Корреспондент Агентства архитектурных новостей задал несколько вопросов архитекторам

Вариант 2. Перспектива
Вариант 2. Перспектива

«Марфино» – это застройка целого нового микрорайона? Расскажите, пожалуйста, об особенностях проекта.

Д. Александров: Этот проект мы получили в ноябре, и поэтому сейчас проект находится на стадии разработки архитектурной идеологии. Заказчик проводил конкурс, в котором мы участвовали последними, предыдущим участникам не удалось отразить пожелания клиента, тогда позвали нас.

Отведенная для строительства территория находится на северо-восточной окраине Москвы, за Ботаническим садом, между будущим 4 транспортным кольцом и окружной дорогой. Участок большой, порядка 25 га, 350 на 700 метров; это бывшее агропромышленное хозяйство, поэтому городской среды здесь нет; в стороне, достаточно далеко, находится охранная зона усадьбы «Останкино» и огромный зеленый массив, никаких обременений это не влечет, хотя все равно принимаем это соседство во внимание.

В начальных стадиях проектирования принимали участие английская планировочная фирма «Джон Томпсон». Тогда возникла идея создать здесь «идеальный город», с геометричным планом. По мнению заказчика, для жилья класса «бизнес» и «бизнес+», которое здесь планируется построить, лучшая форма –  дом-квартал с большим внутренним двором, размноженный с учетом геометрии участка.

Мы скорректировали генплан, доведя его до простой системы сетки, и разработали несколько вариантов решения самих домов-кварталов. Мы решили отказаться от принципа «мой дом – моя крепость», изначально предложенного заказчиком и пошли следующим путем, разделив работу всей мастерской побригадно. Подробнее о своей работе расскажет автор одной из концепций.

А. Иванов: Заказчик высказал пожелание, чтобы периметр здания был замкнутым каре, однако такой подход нам показался не совсем верным, особенно если представить, что находишься во внутреннем дворе, где тебя окружает сплошная девятиэтажная стена. Так возникла идея сделать некие щели, провалы в этом каре и разделить весь дом на отдельные блоки, объединенные общим стилобатом на уровне двух-трех этажей. За счет просветов внутрь дома попадает больше света, лучше проветривается и инсолируется внутренний двор. Нам показалось, что эта идея человечнее, да и просто интересней.

Решение построено на контрасте: соединении эмоционального и рационального, темного и светлого. Ритм белокаменных фасадов сбит и напоминает разбросанные по склону ласточкины гнезда. Темный фасад, наоборот, придерживается регулярной схемы. Также здесь введен элемент скоса верхней части дома, напоминающий скат кровли, хотя это нормальный секционный дом. На кровле будут расположены террасы с озеленением.

По желанию заказчика в стилобате будут размещены таун-хаусы с отдельным входом из внутреннего двора, и общественные помещения, со входами снаружи – такой ход сохраняет идею замкнутости частного пространства дома.

Д. Александров: Можно еще добавить, что здесь появилась идея вертикального города. После того как мы раздробили объем и сделали световые лакуны, получилось подобие зубьев гигантской «короны» – и пропорции между домом и квадратом внутреннего двора стали более уравновешенными. Если бы это был единый замкнутый фронт, половина двора вне зависимости от времени суток была бы в тени, для нас это показалось недопустимым.

Вы говорили, что разработали несколько вариантов. В чем их отличия?

Другой вариант базируется на тех же принципах, но он более контастен – светлое светлее, темное темнее, а тема «крепостной стены» развивается выше – до уровня 5-7 этажа. Это более «квартирный» дом.

Таким образом, заказчик, который сейчас принимает решение относительно процентного соотношения тех или иных элементов застройки, получил в руки подобие конструктора, состоящий из набора элементов, взаимоувязанных на базе одной планировочной структуры. Этот подход позволяет менять фасады, силуэты и  масштаб зданий, вместо обезличивающего размножения типовой застройки. Он позволяет всю гигантскую территорию, которая подлежит застройке, как-то гуманизировать.

Были ли какие-либо особые требования со стороны заказчика к вашей работе?

Неожиданный момент состоял в подходе заказчика. Как правило, в московской практике последних лет, девелоперские компании в первую очередь ставят задачу маркетологическую – состав квартир, поэтажная планировка, количество санузлов и т.д. Здесь все было практически с точностью наоборот, в общем-то, мы на практике столкнулись с этим впервые и мы приветствовали это внутренне. Заказчик сказал, мол, у вас много реализованных жилых проектов, как в центре, так и вне его, и мы прекрасно понимаем, что у вас существует огромное количество наработок – возьмите их за основу.
И мы применили наработки, в частности из другого крупного жилого объекта, так называемого Рублево-Архангельское, «города миллионеров».

Так как это своего рода город, предполагает ли он строительство школ, больниц – то есть обустройство территории?

Да, конечно, в нем будут вся необходимая социальная инфраструктура, а также и коммерческие площади, но это уже не наша деятельность. Наша основная задача здесь достаточно локальная – сделать центральное «тело» жилых элементов. На следующей стадии, когда заказчик определит какой вариант он примет за основу, сейчас идет это обсуждение, посмотрим, как это будет трансформироваться.

И когда должен решиться этот вопрос?

Я думаю, что в течение следующего года будет интересно посмотреть, что от изначальной архитектурной идеи перешло собственно в стадию проектирования.

Вариант 1. Перспектива
Вариант 1. Перспектива
Вариант 1
Вариант 1
Генплан. Первая очередь
Генплан. Первая очередь
Генплан 1
Генплан 1