Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

13.05.2011

Х-фактор творческой свободы

Анна Мартовицкая

12 мая в Центральном доме архитектора состоялась презентация монографии Александра Асадова «ТОП-25» и открытие одноименной выставки. Оба события приурочены к 60-летию этого одного из самых известных архитекторов современной России.

Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Свой шестидесятый день рождения Александр Асадов отметил 1 мая, а после череды майских праздников, официально делающих этот месяц наполовину нерабочим, поздравить архитектора пришли его многочисленные друзья, коллеги, ученики. Фойе Центрального дома архитектора в этот день буквально ломилось от цветов и подарков: некоторые букеты и презенты были так велики, что донести их до машины юбиляру помогали сыновья – архитекторы Андрей и Никита Асадовы.

Монография, приуроченная к «круглой дате», была задумана несколько лет назад. Сначала вышел так называемый «Асадов-каталог» – элегантная узкая книжка, в которой собрано более 140 проектов и построек, созданных Александром Асадовым за последние 15 лет. А накануне самого юбилея из типографии прибыла «ТОП-25» – собранная под черно-алой обложкой коллекция лучших работ архитектора, которые, с одной стороны, получили наибольшую известность и признание, а с другой ознаменовали для автора важнейшие этапы в его творчестве.

Эти 25 проектов – от реконструкции библиотеки им. И.С.Тургенева и теннисного корта «Олимпик Стар Кунцево» (который по количеству наград, кажется, не имеет себе равных среди всего, что было построено на рубеже 1990-2000 гг.) до концепций создания искусственных и парящих островов – демонстрируют невероятное разнообразие жанров, стилей и типологий, в которых работает Александр Асадов. Пожалуй, он единственный из всех активно практикующих сегодня архитекторов России, чье творчество в принципе невозможно классифицировать. Это признают и авторы вступительной статьи к «ТОП-25» Елена Петухова и Александр Змеул: «Пытаться найти оригинальное определение, способное обобщить необобщаемое – пустая трата времени. Намного интереснее, а возможно, и важнее попытаться разобраться, как архитектор смог сформировать собственный неповторимый почерк, не ограничивая себя никакими догмами, то есть как он смог найти себя и обрести творческую свободу».

Разнообразие как данность, внутренняя свобода как главный творческий инструмент – вот основные принципы работы архитектора Асадова. Неслучайно высказывание Александра Рафаиловича об исключительной необходимости свободы и внутреннего раскрепощения взято в качестве эпиграфа и к книге «ТОП-25», и к одноименной выставке, которая будет проходить в ЦДА до 18 мая. Собственно, последнюю составили те же 25 проектов и реализаций, но для их экспонирования отец и сын Асадовы придумали эффектную пространственную модель.

Во-первых, с самого начала было решено отказаться от стандартных планшетов и макетов – выставке предстоит большое турне по городам России, поэтому ее следовало сделать максимально мобильной. Во-вторых, решительное «нет» сразу было сказано и стандартной развеске работ по стенам фойе ЦДА – так о 34-летии творческой деятельности может отчитаться кто угодно, но только не Асадов. В основу плана экспозиции была положена буква Х: по одной ее прямой были размещены реализации, по второй проекты, а в точке пересечения сиял гигантский монитор, по которому в режиме нон-стоп демонстрировался фильм «Александр Асадов. Внутренняя свобода», посвященный процессу поиска и создания архитектурных образов. Впрочем, выбор подобной композиции продиктован не только желанием максимально динамично освоить выставочное пространство: по мнению авторов монографии «ТОП-25», «точка ><» – это и есть тот образ, который наилучшим образом передает суть уникального творческого метода архитектора Асадова, никогда не ограничивавшего себя законами одного жанра или стиля, а черпающего вдохновение в многообразии окружающего мира. «В этой точке происходит то самое качественное, творческое преобразование всего потока внешней информации в архитектурные образы, структуры, формы».

Вместо жестких планшетов архитекторы выбрали вертикальные тканевые баннеры, подвешенные к металлическим тросам, благодаря чему пространство фойе оказалось разделено на две условных «воронки»: в одной у микрофонов шло поздравление юбиляра, и официальные речи здесь незаметно переплелись с номерами дружеского «капустника» и песнями, в другой кипело неформальное общение у фуршетных столов. А больше всего поданные таким образом проекты напоминали разноцветные флаги, украсившие зал ко дню рождения их автора и своими легкостью и подвижностью символизирующие его потрясающую открытость всему новому и неизбывное стремление к свободе.
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Андрея Асадова
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой
Фото Елены Петуховой