Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

15.01.2007

Зазеркалье

Юлия Тарабарина
Объект:
«Времена года». Многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на Кутузовском проспекте
Адрес:
Россия, ЗАО, Москва. Кутузовский проспект, вл. 48
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Авторский коллектив:
В.И. Плоткин, И.В. Деева, А.К.Бородушкин, Д.В. Казаков, А.С. Романова, А.В. Логвинова при участии: М.В. Шершовой, Н.Б. Анохиной

На Кутузовском проспекте заканчивается строительство торгового центра, спроектированного Владимиром Плоткиным. Это здание обещает быть аттракционом и как нельзя более подходит к своей функции, буквально воплощает ее. Такому магазину не нужны дополнительные билборды, он сам себе рекламный щит, получше многих

ТЦ «Времена года». Ночной вид с Кутузовского проспекта
ТЦ «Времена года». Ночной вид с Кутузовского проспекта
Минская улица пересекает Кутузовский проспект сразу же за парком Победы, отделяя «окультуренную» часть Поклонной горы с запада. Со стороны парка на перекрестке стоят три бронзовых солдата и смотрят куда-то на абстрактный Запад. Теперь им есть куда посмотреть – прямо по диагонали заканчивается строительство эффектного торгового центра по проекту Владимира Плоткина.

Здание торгового центра вписано в сердцевину транспортной развязки, часть которой еще только будет строится. Одна «длинная» сторона смотрит на Кутузовский проспект, другая – на его будущего «дублера», параллельную трассу для разгрузки движения. Со всех сторон машины, зато удобно подъезжать. Соответственно масштаб и фасады рассчитаны на вид из проезжающего автомобиля и представляют из себя что-то среднее между витриной и рекламным билбордом.

Главный фасад, обращенный к проспекту, составлен из чередующихся в шахматном порядке стеклянных витрин и равномерно перфорированных квадратными отверстиями панелей. В отверстиях светодиоды, управляемые компьютером, что позволяет составлять из точек-лампочек рисунки. Стекла витрин слегка развернуты – верхние для тех, кто едет из города, нижние в сторону машин, направляющихся в центр – таким образом они активно улавливают зрителя, стремясь удобно повернуться и показать побольше.

Все огромное. Каждый прямоугольник на фасаде занимает высоту двух этажей, 9 метров высоты и 7 ширины. По последней версии витрины и светодиодные панели планируется объединить в один гигантский рекламный плакат: за стеклами поместят призматроны «тривижн», конструкции из вращающихся трехгранных палочек, обычно используемые в билбордах и позволяющие чередовать три разных рисунка. Каждая витрина будет показывать свой фрагмент большого, на весь фасад, «плаката», а перфорированные панели дополнят части изображения с помощью лампочек. При желании рисунок мега-билборда может быть разделен на отдельные элементы, тогда стеклянные витражи примут более привычный вид «обычных» витрин.

Тема витрины несколько иначе продолжается на соседней части фасада. Здесь поверхность стены прорезана двумя прозрачными прямоугольными «стержнями», тоже большими, толщиной в один этаж (больше 4 метров). Сильно выступающие стеклянные «аквариумы» вместо экзотических рыбок будут показывать проезжающим либо товары, работая как трехсторонние объемные витрины, либо – посетителей интернет-кафе, зависших в пространстве мегаполиса на 10-метровой высоте.

Торец, обращенный к Поклонной горе, становится продолжением шоу, но уже для тех, кто оказался внутри, точнее, для посетителей ресторанов, сосредоточенных в этой части торгового центра. На уровне верхнего четвертого этажа над входом вырастает огромный «нос» длиной в 25 метров, одновременно козырек и балкон с видом на парк Поклонной горы и с возможностью фотографироваться на ее фоне, как это многие любят, беря «в ладошку» разные известные постройки.

Внутреннее пространство столь же насыщено эмоциями: его ядро составляют четыре атриума в виде круглых световых «колодцев», расширяющихся кверху, чтобы захватить побольше дневного света, идущего из усеченных стеклянных конусов на крыше. Ярусы этажей эффектно круглятся, нанизываются друг на друга, добавляя динамики и усложняя движение. Из-за расширения верхних колец при взгляде снизу пространство атриума кажется шире и свободнее, а сверху – усиливается эффект перспективного сокращения и зрительно увеличивается высота. Количество атриумов неслучайно, их четыре по числу времен года и возможно, что дворы будут по-разному оформлены, без реализма, но ощутимо намекая на одновременное присутствие всех сезонов внутри отдельно взятого пассажа.

Архитектура «Времен года» удивительно точно воплощает свою функцию. Это непрекращающееся шоу, яркое, впечатляющее, качественно превосходящее обычную рекламу хотя бы просто потому, что как правило плакат бывает прилеплен к зданию или стоит рядом с ним, а здесь само здание превращается в билборд, отличающийся от привычного не только гигантскими размерами, но и тем, что в него можно войти внутрь, как в Зазеркалье. Внутри, как и полагается, сказка – город на ладони, времена года меняются по прихоти, хочешь декабрь, хочешь – апрель, а еще можно самому стать экспонатом, повиснув в стеклянном кубе интернет-кафе.

В Москве уже много торговых центров с очень разной архитектурой, этот жанр стал единственной разновидностью общественной архитектуры, которая тут сейчас имеет возможности активно развиваться, пробуя на вкус различную архитектуру. Своеобразие решения Владимира Плоткина состоит в том, что во «Временах года» архитектура очень активно включена в процесс, становясь чем-то наполовину медийным. Наверное, с этом смысле она ближе всего к «инфопространству» – не только потому, что компьютеризирована, а потому, что здесь стены и то, что они хотят нам показать, становятся неразрывным целым, и не всегда удается понять, где архитектура создает впечатление, а где информация выстраивает здание.
вид сверху
вид сверху
ТЦ «Времена года». Проект размещения рекламы на фасаде
ТЦ «Времена года». Проект размещения рекламы на фасаде
фрагемент фасада с вариантом рекламы
фрагемент фасада с вариантом рекламы
вид ночной
вид ночной
вид на главный вход
вид на главный вход