Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

01.02.2011

Пермские водовороты

В Перми недавно, 17 января, принят генплан развития города. Принят в рамках реализации Стратегического мастер-плана, разработанного голландским бюро KCAP. А руководителя разработки и этого генплана, и этого мастер-плана, Андрея Головина 11 февраля будут судить. За мастер-план.

Об этом 1 февраля написал в своем блоге Александр Ложкин.

Стратегический мастер-план Перми обсуждается уже примерно год. Его приводят в пример, выставляют, восхищаются. Ему был посвящен целый номер журнала Проект Россия и целый зал на Арх-Москве в ЦДХ прошедшим летом. Этот план как глоток свежего воздуха: ясный, красиво нарисованный и четко поданный. Он обещает – когда о нем читаешь, это совершенно ясно чувствуется – уютную европейскую жизнь.

Генеральный план, принятый 17 января пермской Думой, представлен с мастер-планом на одном сайте. Это взаимосвязанные проекты, они соотносятся между собой, образно говоря, как матрешки: генплан «тактический» – на 6-12 лет; мастер-план стратегический, надолго. Генплан реализует положения мастер-плана. Разработкой обоих планов руководил один человек, Андрей Головин. Генплан это часть мастер-плана, он теперь имеет законодательную силу, и он настроен на реализацию многих вещей, обозначенных в мастер плане KCAP. Если просмотреть его хотя бы по диагонали, то сразу почувствуется – на уровне эмоций – какой он: другой. В нем есть преамбула, где основные темы изложены понятными словами для неспециалистов; ничего подобного не было в московском генплане, который напротив, страшно сложен для прочтения. Далее, в пермском генплане есть разветвленная сеть велосипедных дорожек и общественного транспорта. Много чего хорошего есть, видное даже неискушенному глазу.

Однако восторг разделяют не все. Было открытое письмо пермских убранистов, возмущенных вмешательством иностранцев в сферу их деятельности, были даже обвинения в разглашении государственной тайны, теперь на Андрея Головина подали в суд за «халатность». Основание: мастер-план Перми это необязательный по закону документ, значит, его не следовало заказывать и платить за него деньги. Так что Пермь, почти одновременно, принимает генплан и собирается судить одного из тех людей, кто его делал.

Это, однако, все эмоции. Гораздо более точно и емко ситуацию описал Александр Ложкин, который давно исследует эту проблему. Очень рекомендуем прочитать его статью для журала ГРАДО, там очень ясно описана ситуация. А сообщение о суде не хочется пересказывать, поэтому позволим себе процитировать его целиком:

Александр Ложкин, блог:

«Стратегический мастер-план Перми - ненужная работа?
Вернулся из Перми.
Две новости, которые в общем-то и не новости, но широкого освещения не получили.

Первая - хорошая: Городской думой принят и после опубликования 31 декабря 2010 г.(!) в Бюллютене местного самоуправления (в полном объёме!) вступил в действие Генеральный план города, который, как и Стратегический мастер-план (СМП), мне кажется носит совершенно новаторский для России характер.

Во-первых, серьёзно снижен горизонт планирования. В пермском ГП два шага - 6 и 12 лет. Считаю это совершенно оправданным, генплан, ИМХО, документ не стратегического, а тактического планирования. Стратегическая роль осталась за СМП, в котором горизонт планирования принципиально не обозначен. Горизонт на то и горизонт, чтобы всегда быть недостижимым ))). Во-вторых, Генплан не завиральный. Он опирается только на те ресурсы и возможности, которые реально существуют. И потому шанс, что он будет реально исполняемым документом и порвёт ту порочную российскую практику, когда реализация генплана на 15% в расчётный срок считается нормой.

Вторая новость плохая. 11 февраля начнется суд над Андреем Головиным, директором пермского МУП "Бюро городских проектов", руководителя разработки и Стратегического мастер-плана, и генплана Перми. Он обвиняется по ч.1 ст. 293 УК РФ в том, что... заказал КСАР и другим привлечённым к работе компаниям Стратегический мастер-план Перми и оплатил эту работу, которая по мнению следствия "не является научно-исследовательской, не обладает должной степенью обоснованности, аргументированности и проработанности для возможности её прямого использования при разработке Генерального плана города Перми". При том, что базирующийся на положениях СМП Генплан принят и вступил в действие!

Абсурдное обвинение базируется на экспертном заключении начальника отдела генплана Управления негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных извсканий Северо-западного регионального отделения Российской академии архитектуры и строительных наук Сергея Дмитриевича Митягина (страна должна знать своих героев!). Его заключение вполне могло бы сойти за полемическую статью, уместную на научной конференции или в профессиональном журнале, однако, сравнивая материалы СМП то с теми, что требуются от "обоснования генплана" (а надо сказать, что в законе они детально не прописаны), то с требуемыми от самого генплана (а мастер-план не генплан!), он приходит к вышеописанным выводам, с радостью подхваченным следствием. При том, что СМП куда шире, чем любое обоснование или концепция генплана и реализуется не только через ГП, но и через кучу других документов, в т.ч. проекты планировки, ПЗЗ, целевые областные и городские программы и т.д.

Скажу ещё, что первоначально уголовное дело завели по поводу нарушения печально знаменитого закона 94-фз о госзакупках (дескать, заказали мастер-план без конкурса), но не сраслось, и после получения сей экспертизы дело переквалифицировали на халатность. Замечу также, что по моему мнению, дело явно заказное: СМП запрещает застройку вне уже застроенных территорий, что, конечно, сильно огорчает девелоперов, накупивших сельхозугодий и лесных массивов и строивших планы по строительству жилмассивов на них.»
Генплан Перми, основной чертеж. Источник www.permgenplan.ru
Генплан Перми, основной чертеж. Источник www.permgenplan.ru
Генплан Перми, схема развития велосипедного движения. Фиолетовым – главные маршруты, розовым – перспективные. Кружки – велостоянки, в том числе и «перехватные» для пересадок на транспорт. (Не припоминается, чтобы в московском генплане было что-либо подобное). Источник изображения www.permgenplan.ru
Генплан Перми, схема развития велосипедного движения. Фиолетовым – главные маршруты, розовым – перспективные. Кружки – велостоянки, в том числе и «перехватные» для пересадок на транспорт. (Не припоминается, чтобы в московском генплане было что-либо подобное). Источник изображения www.permgenplan.ru
Генплан Перми. Густая сеть планируемого развития сети общественного транспорта. Синим трамваи, желтым троллейбусы, красным автобусы. Источник www.permgenplan.ru
Генплан Перми. Густая сеть планируемого развития сети общественного транспорта. Синим трамваи, желтым троллейбусы, красным автобусы. Источник www.permgenplan.ru