Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

25.01.2011

Культуру в массы

Наталья Коряковская

Вчера, 24 января, в Аптекарском приказе Музея архитектуры были объявлены итоги конкурса «Пространство современной архитектуры», организованного Центром современной архитектуры (Ц:СА) к своему 10-летнему юбилею.

фото Натальи Коряковской
фото Натальи Коряковской
Если Давид Сакрисян, будучи не вполне архитектурным человеком, за десять лет создал в процессе бурной экспозиционно-общественной деятельности внутри тихого ГНИМА новую, хотя и неформальную структуру МУАР, – то новый директор Ирина Коробьина пришла в МУАР-ГНИМА с собственной, и хорошо известной, структурой – Центром современной архитектуры (Ц:СА). Теперь Ц:СА отмечает 10-летний юбилей, и в музее начиная с прошлой пятницы проходил целый цикл праздничных мероприятий. Среди них несколько лекций, презентация книги «Ц:СА +5» с отчетом о деятельности Центра за последние пять лет, и – в качестве кульминации – выставка в здании Аптекарского приказа.

Выставка состоит из двух частей. В центре сводчатого зала расставлены мониторы, показывающие ролики с проектами Ц:СА разных лет. По периметру на стенах развешаны планшеты с проектами номинантов концептуального конкурса «Пространство современной архитектуры». Его результаты торжественно объявили в Аптекарском приказе в понедельник.

Конкурсное задание было сформулировано предельно широко: «превращение всей России в пространство современной архитектуры». Причем любыми средствами, что некоторых судей даже смутило. По словам Евгения Асса, прочитав программу он решил, «…что ничего хорошего не будет – такое пространство должно складываться в мозгах, а с этим у нас плоховато». Однако 200 с лишним работ, присланных на конкурс, убедили в обратном. Кроме Асса в жюри вошли Александр Бродский, Проект Меганом, Обледенение архитекторов, Aрт-Бля, Alfred Jacoby, MVRDV, и другие именитые архитекторы. Каждый судья мог выбрать из общего числа по 10 проектов, победителей же определила статистика.

Наибольшее число голосов набрал проект Максима Малеина. Следующим оказался проект Анастасии Грицковой и Татьяны Лешихиной «We are what we look at», проецирующий архитектурное сознание на картинки комикса. Еще один проект-победитель Натальи Суховой и Юстуса Вуншика продолжает начатую журналом «Проект Россия» дискуссию о возможностях микрорайонной застройки. Сразу два призовых места получили Никита Асадов и Елизавета Фонская: одно за симпатичный проект «Осмысленная пустота: тотальная иллюзия» с цитатой из картины В. Венецианова «Спящий пастушок» – как заметил все тот же Евгений Асс: «это отчаянное признание того, что современная архитектура в России невозможна». Другое – за проект «Маршрут Путин» с мигрирующей вслед за премьером столицей. В число победителей также попал проект «Global table», – бесконечный дискуссионный стол о проблемах современной архитектуры, напоминающий проекты опоясывающих планету урбанистических структур итальянской группы Суперстудио 1970-х годов.  Члены жюри также кое-что представили и от себя. Например, Евгений Асс и Александр Раппапорт показали карту урбанизированной России, покрытой сеткой линий метро.

Все десять коллективов, победивших в конкурсе, станут участниками специального выставочного проекта Музея архитектуры, посвященного лучшим молодым архитекторам. А Институт Архитектуры Баухаус – Дессау наградил понравившихся ему авторов сертификатами на обучение.

Надо признать, что тематика конкурса, действительно, выбрана символичная. Когда Центру современной архитектуры было девять лет и несколько месяцев, его директор стала директором музея архитектуры. Теперь Центру десять, это серьезный возраст, пора расширяться, то есть распространять свою прогрессивную деятельность на всю страну. Нельзя сказать, чтобы Ц:СА когда-либо ограничивался только Москвой – напротив, Центр упорно продвигал прогрессивные западные идеи как в Москве, так и в больших городах. Благодаря лекционной программе CREDO Москву посетили «звезды» мировой архитектуры – Рем Колхаас, Кионоре Кикутаке, Норман Фостер, Доминик Перро и многие другие, собиравшие по несколько сотен слушателей. Ц:СА транслировал передовые идеи запада через выставки (например, «уDUTCHная архитектура» и др.),  конкурсы (PermMuseum XX1, Zeppelinstation в Берлине, «Москва-река в Москве» и др.), проектные семинары и профессиональные дискуссии, а также и более массовые форматы как кино и телепередачи. В течение 10 лет Центр создавал свое «пространство современной архитектуры», провоцируя публичное обсуждение самых острых архитектурных вопросов. И вот теперь, по достижении зрелого десятилетнего возраста объединившись с главным архитектурным музеем страны, Ц:СА, похоже задумал нести эти же прогрессивные идеи в народ. Там будет видно, удастся ли разбудить «спящих пастушков» с картины Венецианова и привить им прогрессивные мысли, или же придется ограничиться деятельностью проверенных представителей прогрессивной общественности.
Анастасия Грицкова, Татьяна Лешихина
Анастасия Грицкова, Татьяна Лешихина
Наталия Сухова и Юстус Вуншик
Наталия Сухова и Юстус Вуншик
Никита Асадов, Елизавета Фонская.
Никита Асадов, Елизавета Фонская.
Никита Асадов, Елизавета Фонская.
Никита Асадов, Елизавета Фонская.
Павел Волков
Павел Волков
Евгений Асс, Александр Раппапорт, архитекторы асс.
Евгений Асс, Александр Раппапорт, архитекторы асс.