Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

04.02.2011

Под крылом самолета

Анна Мартовицкая
Объект:
Микрорайон «Южный» в рамках проекта «Большое Домодедово»
Адрес:
Россия, Москва.
Архитектор:
Валерий Лукомский
Мастерская:
Сити-Арх

Одним из участников амбициозного градостроительного проекта «Большое Домодедово» была архитектурная мастерская «Сити-Арх». В основу концепции микрорайона «Южный» архитекторы положили ясную и логичную структуру пешеходных связей и высотных акцентов.

Участок, доставшийся мастерской «Сити-Арх», имеет  в плане сложную конфигурацию. С одной стороны он примыкает к трассе Москва-Дон, с другой граничит  с  существующей частной коттеджной застройкой. В направлении от города Домодедово к одноименному аэропорту участок пересекает заданная проектом трасса. Близость взлетного поля оказала на облик будущего жилого района решающее значение: в основу генплана авторы положили образ рукотворных стальных крыльев, а центральной улицей микрорайона стал Бульвар Авиаторов: пешеходная аллея с тематическим монументом в центре, перспективу которой  замыкает W-образная офисная высотка, силуэтно напоминающая самолет. Местонахождение высотки выбрано не случайно: здесь трасса Москва-Дон делает поворот с образованием небольшой возвышенности. Таким образом, здание хорошо просматривается в любом направлении движения.

«Это здание служит своего рода въездными воротами на территорию района и одновременно его главным ориентиром, – поясняет архитектор Валерий Лукомский. – Важно, что здесь это единственный высотный объем – проектируя жилую застройку, мы намеренно ушли от многоэтажных домов, считая, что за городом уместнее малоэтажное и низкоплотное жилье». Высота жилых домов в «Южном» составляет от 3 до 12 этажей. В первом случае это таунхаусы – застроенные ими кварталы архитекторы размещают между основным жилым массивом и существующей вокруг частной жилой застройкой, во втором – многоподъездные жилые дома, фланкирующие широкую проезжую часть. Основной же массив застройки района оставляют пяти- и девятиэтажки, объединенные в кварталы. Архитекторы принципиально отказались от дробления территории на отдельные микрорайоны – этому классическому приему советского градостроительства они предпочли систему более камерных кварталов с озелененным внутренним двором, свободным от машин.

В плане каждый блок представляет собой квадрат, однако далеко не везде его периметр замкнут. В одних случаях у квадрата нет угла, в других незастроенной остается целая сторона. «Задав себе жесткие рамки в смысле формы и площади квартала, мы стремились к максимальному разнообразию внутри данного морфотипа и хотели показать, что планировка и архитектура этих практически одинаковых на генплане «ячеек» может быть очень разнообразной, – говорит Валерий Лукомский. – На наш взгляд, именно такая последовательная трансформация задает максимальное качество среды обитания, придает каждому из кварталов необходимое своеобразие». Внутри каждого квартала, как уже говорилось, расположен пешеходный двор с детскими площадками и местами отдыха для пожилых людей. Его диагональ составляет 100 метров – как утверждают социологи, это максимальное расстояние, на котором люди узнают друг друга с первого взгляда и, соответственно, идентифицируют пространство как безопасное, «свое». Принципиальной особенностью проекта является разделение пешеходных и транспортных коммуникаций, разделение этих функций по вертикали, а также вынесение автомобильных дорог за пределы жилых кварталов. Так,  бульвар Авиаторов с примыкающей к нему малой аллеей и образованная на их пересечении площадь представляют собой исключительно пешеходные зоны. Во внутренних дворах нет и быть не может парковок – въезды сюда предусмотрены только для спецтехники. Места же для автомобилей размещены с внешней стороны жилых кварталов, как  на уровне земли, так и на -1 этаже. Крытые трехуровневые парковки с пологой кровлей также расположены позади домов и благодаря своей форме служат визуальными перемычками между кварталами и прилегающими к ним территориями таунхаусов, школ и детских садов. Их пологие кровли, ниспадающие до земли, будут частично эксплуатироваться – как игровые площадки, горки и треки для детей.

Отметим, что «аэродинамические» формы приданы и большинству жилых домов. В некоторых случаях роль «крыла» выполняют дугообразные кровли отдельных корпусов, эффектно разлетающиеся друг от друга в разные стороны. Центральную пешеходную площадь «обнимают» полукруглые здания общественных учреждений и магазинов, тогда как выгнутые волной многоэтажки с определенных ракурсов вполне напоминают фюзеляж. А W-образную форму единственного в районе небоскреба на уровне плана воспроизводят детские сады и школы. С высоты птичьего полета эти здания-буквы кажутся специальными знаками, помогающими пилотам ориентироваться на местности.

Таким образом, проект, с одной стороны, обладает всеми преимуществами современной архитектуры (здесь присутствуют динамичные формы и образы,  используются новейшие материалы и технологии), а с другой, развивает традиционные принципы проектирования загородных поселений. В частности, авторы сохраняют привычную для этих мест невысокую этажность, большое количество пешеходных и озелененных зон. Все это делает новый район современным по своему стилю и при этом органичным и сомасштабным человеку.
Офисный центр - высотная доминанта района
Офисный центр - высотная доминанта района