Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

06.12.2010

Кирпичная лента

Анна Мартовицкая
Объект:
Эскизное предложение по строительству жилого комплекса с подземной автостоянкой
Адрес:
Россия, Москва. Большой Саввинский переулок, дом 4
Мастерская:
АБ «Богачкин и Богачкин»
Авторский коллектив:
Главный архитектор проекта: Богачкин В.В. Главный инженер проекта: Камышова О.В. Авторы проекта: Архипов А.Е., Богачкин Н.В., Богачкина А.Е., Мельник Д.М. При Участии: Аниськов Ю.Н.

Одним из участников конкурса на проект застройки территории бывшего прядильно-ткацкого производства «Гардтекс» на Саввинской набережной было архитектурное бюро «Богачкин и Богачкин». В своем варианте жилого комплекса архитекторы предложили композицию из четырех связанных между собой корпусов и деконструктивистской башни, облицованной темным металлом.

Свою концепцию жилого комплекса на Саввинской набережной архитекторы назвали «Отражение», вложив в это понятие целый веер смыслов. Это и отражение новых зданий в водной глади, и метафорическое отражение в архитектуре комплекса духа набережных реки Москвы и «памяти места», а также намек на цитирование композиции жилого дома, расположенного напротив. Речь о доме номер 12 по Бережковской набережной, построенном в 1955 году архитекторами И. Кастелем и Т. Заикиным в характерном для того времени монументальном сталинском стиле с башнями и курдонерами, обращенными к воде. «Такая типология кажется нам в принципе очень характерной для домов, расположенных на набережных Москва-реки. В отличие от Петербурга или, скажем, Лондона, где к воде обращены преимущественно плоские фасады, в столице дома у реки имеют ярко-выраженную объемную структуру, и в своем проекте мы от этой традиции решили не отказываться», – поясняет Вячеслав Богачкин.

Комплекс состоит из шести корпусов, пять из которых объединены между собой двухуровневым стилобатом и выходят на Саввинскую набережную. С одной стороны, они поддерживают ритм существующей разновысокой застройки набережной, с другой образуют сложную структуру дворовых пространств, «нанизанных» на ось пешеходной улицы. Напомним, что характерной особенностью этого участка также является сильный перепад рельефа (около 12 метров). И если другие участники конкурса – Сергей Скуратов и Владимир Плоткин – использовали его для организации пешеходного бульвара  и ландшафтного парка, то Богачкины «разбили» участок на две зеленые террасы, которые и объединяет внутренняя улица, идущая параллельно набережной и Большому Саввинскому переулку. Со стороны реки это отчетливо читается, благодаря более высоким зданиям на «второй линии» – на самом деле это те же корпуса, что выходят к воде, но, отступая от набережной и поднимаясь на «ступеньку» выше, они закономерно подрастают на несколько метров. Важно также подчеркнуть, что, как и в других конкурсных проектах, здесь дворы размещены на кровле стилобата и тем самым надежно защищены от насыщенной транспортом набережной.

Проект предусматривает, что корпуса должны быть облицованы натуральным светлым камнем – тонкие вертикальные членения на главных фасадах воспринимаются как еще один изящный парафраз сталинского дома напротив, также светлого и также устремленного ввысь. Но архитекторам хотелось усложнить образ комплекса, поэтому на уровне четырех центральных этажей корпуса «обвивает» лента из темно-красного кирпича. Данью истории места здесь является не только материал (а корпуса предназначенной к сносу фабрики построены, конечно, именно из кирпича), но и сама пластика его взаимодействия со светлыми объемами, напоминающая о текстиле и гардинах, которые когда-то производил «Гардтекс». Архитекторы специально скругляют углы и забирают на них лишние «складки» – так, что корпуса на уровне четвертого этажа приобретают эффектные кирпичные консоли. И если узкие вертикали травертина выглядят предельно добротно и сдержанно – как дорогой строгий костюм, – то кирпичный шлейф, наоборот, привносит в облик зданий легкость и свободу, какие свойственны только тонким и натуральным тканям. Особенно усиливают это впечатление двусветные галереи, соединяющие корпуса между собой – издалека, на просвет, они кажутся едва ли не шифоновыми.

Интересно и то, что декоративная облицовка кирпичом присутствует только на главном фасаде комплекса – к внутренним дворам корпуса обращены лаконичными бело-кремовыми плоскостями, призванными визуально расширить приватное озелененное пространство и сделать его более светлым. Это решение поддерживает и палитру застройки Большого Саввинского переулка, в которой преобладают светлые тона. Кстати, именно поэтому шестой корпус жилого комплекса, встраиваемый по красной линии переулка, выполнен полностью в камне и, как и свои ближайшие соседи – строения усадьбы Грачева, – получает скатную кровлю.

Совсем иначе решена жилая башня, поставленная чуть в глубине между корпусами: ее сложная многогранная поверхность облицована темным металлом. Она трактована архитекторами как дорогой арт-объект – с одной стороны, поддерживающий тему редких, но регулярных высотных акцентов в панораме набережной, а с другой придающий архитектуре комплекса подчеркнуто современное и даже модное звучание. Это очень броское здание – черный кристалл со скошенными стенами, острыми треугольниками сплошного остекления, и рядами ромбовидных наклонных окнон в глубоких оранжевых рамках. Продолжая аналогию с текстилем – этот дом может напомнить ультрамодное дизайнерское платье, какое могут себе позволить не все. И верно: каждая квартира в башне занимает целый этаж, а планировка позволяет реализовать проект любого интерьера.

Башня, безусловно, служит важным акцентом и даже иномирным (зарубежным?) представителем внутри комплекса: если светлые каменные дома в этом проекте намекают на уже сложившуюся традицию элитного московского жилья остоженского класса, красные кирпичные ленты напоминают о русском авангарде, источнике всего и вся в XX веке, то черная башня наводит на мысли о Гери и Либескинде. Вместе получается прямо-таки антология самых важных архитектурных вещей последнего десятилетия.
Ситуационный план
Ситуационный план
Транспортная схема
Транспортная схема
Функциональная тема
Функциональная тема