Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

22.11.2010

Когда архитектура зеленеет

Анна Мартовицкая

17-18 ноября в Москве прошел Первый международный фестиваль инновационных технологий в архитектуре и строительстве «Зеленый проект-2010». Его центральным событием стал смотр-конкурс проектов, разработанных с учетом стандартов «зеленого строительства».

Идея проведения фестиваля, целиком и полностью посвященного «зеленому» проектированию, родилась у Союза архитекторов России этим летом, одновременно с созданием Совета по экоустойчивой архитектуре. Практически сразу было определено и место проведения фестиваля – Международный информационно-выставочный центр «ИнфоПространство». С одной стороны, это достаточно камерный зал, в котором скромность отечественных заслуг на ниве экологического строительства не так бросается в глаза, а с другой он расположен не просто в самом центре столицы, но в одном из ее наиболее продвинутых в смысле архитектуры районов – на Остоженке.

Экспозицию фестиваля составили преимущественно проекты, в которых так или иначе задействованы «зеленые» технологии, а в его программу вошли преимущественно мастер-классы и презентации авторов этих проектов – архитекторов, инженеров и производителей. «Гвоздем» двухдневного смотра обещал стать приезд Вернера Зобека – знаменитого инженера, виртуозно применяющего в своих постройках принципы энергоэффективности и пассивного воздействия на окружающую среду. Однако в итоге «звезда» до Москвы так и не доехала, и проекты Зобека, вошедшие в экспозицию и завоевавшие высшие премии фестиваля, аудитории представили его коллеги по бюро.

При первом же знакомстве с экспозицией у посетителей не оставалось никаких сомнений в том, что данная выставка – про экологию. Зеленым здесь было буквально все: здания с садами на кровлях, планшеты, их демонстрирующие, и стенды, на которых эти планшеты были развешены. Не хватало, пожалуй, только ковров, имитирующих газонную зелень, а также живых растений, хоть чуть-чуть приближающих посетителей к многочисленным концепциям экологически состоятельных объектов и поселений. Единственным «живым» экспонатом с некоторой натяжкой можно считать инсталляцию «Мастерской ТАФ» из небрежно обтесанных бревен, среди которых были размещены фотографии аналогичных «протоформ».

Впрочем, не только всеми оттенками зеленого цвета пестрела экспозиция нового фестиваля. Нужно отдать должное его организаторам – стремясь развеять стереотип о том, что в России сегодня нет «зеленой» архитектуры, они собрали огромное количество проектов, доказывающих обратное. И, пожалуй, самое неожиданное, что, как минимум, половина работ выполнена в регионах, причем не только на юге страны, где климат располагает к более тесному контакту с природой, но и в ее самых северных широтах. Другое дело, что в подавляющем большинстве случаев это именно проекты – и, наверно, как раз ради того, чтобы не придавать экспозиции сугубо концептуальный характер, в нее были включены работы зарубежных архитекторов: уже упомянутого Вернера Зобека и его соотечественников Albert Speer & Partner и Bollinger + Grohmann, итальянца Микеле Пиччини, голландцев IHS, американцев GNG Design consultants. Интересно, что в общем пространстве фестиваля они никак не были отделены от работ российских архитекторов, и в конкурсе также участвовали наравне с ними, поэтому совсем не удивительно, что первые места в разделе «Постройки» были присуждены именно иностранцам. Россияне в этой номинации смогли претендовать лишь на третье место – его разделили Михаил Хазанов с проектом реконструкции административного здания в Гагаринском переулке и архитектурное бюро «Архитектор Хатунцев и Товарищи» с проектом жилого дома в деревне Усково. В «Проектах» дела российских архитекторов обстоят несравнимо лучше. Так, дипломом I степени награждена мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» за проект комплекса особняков Fingerscape в Юрмале (Латвия), диплом II степени присужден «Архитектурной мастерской Цыцина» за проект реконструкции водонапорной башни в Петербурге (башню предполагается приспособить под камерный  общественный концертно-выставочный центр «Зеленая волна»). Диплом III степени достался АМ «Атриум» за проект оздоровительного отеля во Владимирской области. Отметим, что Антон Надточий и Вера Бутко стали лауреатами «Зеленого проекта» дважды: в номинации «Градостроительные проекты» дипломом I степени был награжден их проект экорайона «Олимпийский» в Краснодаре.

Одной из самых интересных номинаций на фестивале оказались «Концептуальные проекты», продемонстрировавшие почти безграничную готовность российских архитекторов экспериментировать с применением новых технологий. Так, «Архитектурная мастерская Александра Ремизова» представила проект «Ковчег» – энергоавтономное сооружение в виде раскладывающейся сферы, способной при необходимости легко выдерживать землетрясения или поднятие уровня мирового океана. А архитектор Павел Казанцев из Владивостока продемонстрировал проект индивидуального жилого дома с солнечным отоплением «Экодом Solar-5», разработанный специально для умеренно-холодной климатической зоны юга Дальнего Востока и предусматривающий подчинение архитектурной формы годовому движению солнца и сезонной смене ветров. Участвовал в этой номинации и проект доступного экологичного жилья «Лоскутки» «Архитектурной мастерской А.Асадова», основанный, как утверждают сами архитекторы, на принципах «природной самоорганизации». Заслуживают внимания и такие футуристические концепции по возвращению городам зеленого покрова, как «Зеленый город» Татьяны Шарко и «Новая земля» Тимура Башкаева. В первом случае все здания предлагается поднять на мощные опоры для того, чтобы под домами разбить сады, парки и скверы, а Тимур Башкаев, наоборот, предлагает накрыть многочисленные промышленные зоны мегаполисов платформами, верхний уровень которых представляет собой непрерывный ландшафт, свободный от уличного транспорта.

«Зеленый проект-2010» убедительно показал, что сам жанр экологической архитектуры России совершенно не чужд. Теперь дело за реализациями проектов, которые вошли в экспозицию первого фестиваля инновационных технологий. Если хотя бы часть из них будет построена, то «Зеленому проекту» впредь не придется собирать с миру по нитке, а его нынешний подчеркнуто футуристический характер станет нашим «настоящим совершенным».