Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.11.2010

Оазис на набережной

Анна Мартовицкая
Объект:
Жилой комплекс «Оазис» на Саввинской набережной
Адрес:
Россия, Москва. Большой Саввинский переулок, вл. 4
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Авторский коллектив:
Владимир Плоткин, Сергей Успенский, Елена Быкова, Надежда Канашенко, Татьяна Панченко, Алексей Платонов, Сергей Сенкевич, Наталья Толмачева, Кристина Ухина, Денис Чернов

На месте бывшего прядильно-ткацкого производства «Гардтекс» на Саввинской набережной архитектор Владимир Плоткин предлагает построить жилой дом полукруглой формы с эффектным парадным курдонером.

Напомним, ТПО «Резерв» было одним из участников закрытого архитектурного конкурса на проект реконструкции бывшей фабричной территории, расположенной между Большим Саввинским переулком и Саввинской набережной. Участок, расположенный на склоне речного берега с 12-метровым перепадом рельефа от переулка к набережной, уже давно было задумано освободить от фабрики и выстроить на этом месте элитный жилой комплекс с общественными функциями, активно «работающими» для города.

Как вспоминает Владимир Плоткин, работа над проектом началась с анализа возможных вариантов компоновки жилых корпусов на участке. Одним из предписаний технического задания было обеспечить как можно больше квартир видом на Москву-реку, поэтому авторам пришлось немало потрудиться над поиском оптимальной композиции. В частности, именно по причине неидеальных видовых характеристик были отклонены варианты классической квартальной застройки и расстановки домов в шахматном порядке, не лучшим решением Плоткину показалась и идея фронтальной застройки, ведь в этом случае новый дом бы наглухо отрезал участок от набережной. Лучшей антитезой подобным жестким геометрическим решениям стала плавная дуга, раскрывающаяся к реке, – форма одновременно и выразительная, и вместительная, то есть дающая необходимый выход площадей. План комплекса получился похожим на очертания транспортира (чертежного инструмента, который большинству людей известен по школе; он часто встречается на рабочем столе архитектора). В результате этого простого и ясного хода весь квартал волшебным образом подчинился целостному образу классической дворцовой циркумференции. Кстати говоря, этот прием популярен в застройке набережных больших городов – как в Москве (достаточно вспомнить расположенный неподалеку «Дом архитекторов» Алексея Щусева на Ростовской набережной), так и в других европейских столицах (например, Albion Riverside Нормана Фостера в Лондоне).

Концепция жилого комплекса, разработанная ТПО «Резерв», предусматривает снос практически всех фабричных строений. Однако один корпус архитекторы все же решили сохранить: это здание цехов, пристроенное к основному комплексу в начале XX века и имеющее характерные черты архитектуры того времени – роскошные внутренние конструкции, огромные оконные проемы в «тугих» кирпичных окантовках, высоченные потолки. В общем, сюда так и просились столь модные сейчас лофты, которые Владимир Плоткин, воспользовавшись высотой существующих перекрытий, сделал двухуровневыми.

Кроме сохраняемого здания цехов, в состав комплекса входят еще три корпуса: 4-хэтажный жилой дом, замыкающий фронт застройки по Большому Саввинскому переулку, основной 8-этажный объем, имеющий полукруглую форму, и одноэтажный корпус «D», поддерживающий линию застройки Саввинской набережной. Последний фактически представляет собой «вкладыш» в полусферу, к которой он, правда, не прилегает вплотную, а перебрасывает несколько переходов на уровне озелененной кровли. С обратной стороны дома также разбивается сквер, и зеленые дворы «перетекают» друг в друга на уровне первого надземного этажа «дуги». Владимир Плоткин с гордостью отмечает, что оба двора удалось полностью освободить от машин. Именно для этого, кстати, архитекторам и понадобилось отделять жилой полукруг от общественного блока – между корпусами организован заезд к подъездам, а отсутствие над ним сплошной кровли делает дом доступным для пожарной техники.

Фасады исторического корпуса в ходе конверсии будут очищены от краски, которая сегодня маскирует подлинную фактуру и цвет кирпича. А вот что касается фасадов основного объема, то их архитекторы после долгих раздумий решили сделать светлыми, облицевав натуральным камнем. «Я много часов размышлял над развертками набережной – в ее архитектуре поочередно сменяются белый и кирпичный цвета, заданные в храмах Новодевичьего монастыря, – признается Владимир Плоткин. – Наверное, если бы мы не стали сохранять исторический корпус, наш жилой комплекс получился бы кирпичным, а так мы ограничились тем, что ввели тему кирпича в оформление первого общественного этажа». Речь о колоннах, поддерживающих парадный двор дома: массивные квадратные в плане опоры облицованы кирпичом и чередуются с тонкими светлыми пластинами, больше похожими на ламели вертикальных жалюзи, чем на несущие конструкции.

Тема тонких белых ребер, заданная на уровне улицы, становится ключевой в оформлении фасадов: вогнутая плоскость вся словно бы набрана из таких вот «реек», и для того, чтобы рисунок окон не получился слишком жестким, архитекторы прерывают белые вертикали горизонтальными стеклянными вставками разной длины и ширины. В результате фасад получается очень разнообразным и динамичным. По-разному решены и торцы полукруглого дома: один, примыкающий к кирпичному корпусу, практически полностью остеклен, второй, наоборот, имеет почти регулярную сетку оконных проемов, сомасштабную соседнему офисному комплексу. Поддержан этот объем и с помощью системы террас, нижняя из которых начинается на уровне аттикового этажа офисного центра.

Свой жилой комплекс архитекторы назвали «Оазисом». Это хорошо передает смысл разработанной ТПО «Резерв» концепции дома, окруженного зеленью и раскрытого к набережной огромным парадным двором.
Фасады
Фасады
Схема генерального плана
Схема генерального плана
Разрезы
Разрезы