Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

19.10.2006

Зодчие

Ирина Фильченкова

Вчера в Манеже открылся всероссийский фестиваль «Зодчество»

вход на основную часть «Зодчества»
вход на основную часть «Зодчества»
Главный архитектурный фестиваль удивляет парадоксальностью внутреннего пространства своей главной выставки. Входящего в Манеж встречает овальная конструкция на ножках, снаружи красная, с надписью Союз архитекторов России, внутри белая, с картинками проектов – лауреатов «Хрустального Дедала», со времени учреждения премии в 2001 году. Слева все желающие могли потоптаться по забранному прочным пластиком и подсвеченному изнутри плану Московской области – на редкость привлекательный аттракцион, на нем все дружно фотографировались. Справа – изнутри же подсвеченные стенды про иностранную архитектуру, по одному на страну. Впереди, за тремя этими ударными затеями – весь Манеж перегораживает красная стена (пол тоже красный) испещренная цитатами разных знаменитостей, с одним только проходом в центре. Просочившись, попадаем в сложный и тесноватый (это в Манеже), хотя по-своему уютный лабиринт, до отказа наполненный разнообразным зодчеством: стенды регионов, претенденты на «Дедала», на премию молодых архитекторов, результаты конкурса «Перспектива», детские школы и студии… Поплутав по лабиринту, неожиданно выпадаем на открытое пространство перед сценой, откуда путь – только назад, бороться с неизбежным подозрением, что чего-то не увидено и не понято. Выстроенные в этом году как-то особенно причудливо тонкие стенки лабиринта, как обычно, плотно испещрены картинками разного размера и содержания. Нет никаких сомнений в том, что зодчества здесь много и при желании можно увидеть исключительные вещи.

Например, несложно убедиться, что не только Москва, но и вся Россия теперь уже хорошо знакома в европейскими достижениями. Особенно популярен Калатрава. Мост через Волгу, например, у нас может возникнуть – почти такой, как у того в Валенсии. А рядышком – дом, почти как у MVDRV, только еще немножечко хитрее. Но популярны и российские знаменитости. Cooper house, например, породил целый урожай медных домов, и они продолжают появляться. Возможно, скоро у нас их будет больше, чем в Европе, несмотря на дороговизну материала, а не исключено, что именно из-за нее. Еще популярен как образец для подражания «дом-пингвин», построенный А.Скоканом для Капитал-групп.

А где еще, как не на «Зодчестве» можно увидеть гигантский храм-памятник, строящийся в Магадане на конструкциях недоделанного дома Советов? Да еще и в замечательном стиле – владимирско-новгородском, прямо так и написано: наверное, намекает на то, что Магадане и владимирцы бывали, и новгородцы. С неплохими, между прочим, капителями. Хотя сам по себе такой храм-памятник, наверное, в Магадане нужен. Только «Зодчество» в полной мере позволяет представить себе, насколько в действительности широка наша родная страна и чего только в ней нет – и хорошего, и не очень, и просто замечательного.

Перемешано здесь многое. На «Зодчестве», например, каждый год можно увидеть несколько отчетов о хорошей реставрации: сейчас это питерский Александринский театр и кремлевский дворец патриарха Никона.  И опять же дети… Традиционно детские работы – одно из самых сильных мест выставки, во всяком случае приятных для глаза и понятных простому смертному. Правда, обычно их собирали как-то кучно, этакой веселой стайкой, а теперь они растворяются в лабиринте стендов и их как-то меньше видно.

Среди претендентов на «Дедала» - несколько спокойных и приятных нижегородских домов и более простых, но тоже спокойных из Екатеринбурга. Дом-«перфоратор» Дмитрия Александрова, оригинальная вариация на темы конструктивизма. Наконец, очаровательная синагога М. Крышталя и скульптурно-пластичные проекты А.Бокова. Стеклянный, обтекаемый объем его «планерной школы», средний ярус которой сдвинут под углом наподобие грани кубика Рубика, прием не то чтобы совсем новый, но очень емко поданный - наверное, самое яркое впечатление от выставки. На которой, однако, нет очень многих московских архитекторов. Настолько многих, что те, кто присутствует, кажутся исключением, а не наоборот. Выставка получается, за некоторыми исключениями, посвященной «всей России» почти что без столицы.