Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

08.10.2006

Что было в сентябре

Юлия Тарабарина

Предлагаем вниманию читателей нашу первую попытку резюмировать самые яркие происшествия прошедшего месяца. Результаты сентября 2006 получились обескураживающее обнадеживающими... Коротко: в Венеции Бродский, в МуАре Белов, в Москомнаследии новое руководство

Инсталляция А.Бродского на Биеннале. Фото Филиппо Романо
Инсталляция А.Бродского на Биеннале. Фото Филиппо Романо
10 сентября открылась Биеннале и вызвала паломничество архитекторов в Венецию. Только на этот раз создалось впечатление, что ехали посмотреть не столько на иностранцев, сколько на инсталляцию Александра Бродского. Заданная Ричардом Бердеттом тема Биеннале многим показалась суховатой, больше достойной научно-исследовательского института, чем венецианского шоу. А Бродский предложил, наоборот, нечто очень художественное, ностальгическое, красивое и умное – то ли пойдя наперекор строгой тематике, то ли найдя для нее совершено особенный стиль выражения. Нечто подобное уже было, четыре года назад, когда вопреки социально-ответственной теме М.Фуксаса «…меньше эстетики» один из призов взял Илья Уткин, тоже бывший «бумажник». В этом году интриги добавляет то, что руководство Биеннале наконец отказалось от прямолинейного принципа объявлять лауреатов перед открытием, и у всех появилась возможность до ноября гадать, что будет.

Одновременно c венецианской мега-выставкой в Москве в течение всего сентября существовала экспозиция еще одного «бывшего бумажного» архитектора – Михаила Белова, юбилейная, полная, красивая ретроспекция его работ, от концептуальной графики 80-х до поселка на «150 дворцов», точнее, хорошо сделанных палладианских вилл, через ранние, вдохновленные русским авангардом цветасто-жизнерадостные проекты. Выставка вызвала живейшее обсуждение, которое сконцентрировалось в основном вокруг того, как именно практикуют герои концептуальных проектов, а еще – каким образом уживаются модернизм и классика в пределах творчества одного мастера. Надо сказать, выставка Белова показывает, что уверенное владение архитектурной формой и смелое, свободное обращение к цвету с успехом мирят оба направления.

Попутно в сентябре произошло очередное обострение борьбы за московское наследие: на этом поле свершился целый ряд событий совершенно разного плана. Прежде всего, практически полностью сменилось руководство Москомнаследия, базирующегося в особняке на Пятницкой. Смена состава целой организации – дело не то чтобы немыслимое, но случающееся нечасто (иначе никто попросту не смог бы работать) – примечательно то, что радикальные кадровые пертурбации в московских органах охраны представляются (хотя об этом никто официально, разумеется, не заявлял) инспирированными активностью неофициальных московских «охранителей», каковые вскоре были созваны на совещание-встречу с новым руководством Москомнаследия. На совещании было заявлено, что теперь к мнению общественности будут прислушиваться и с памятниками все станет хорошо.

Всему этому предшествовало выступление молодежи у сносимых «Теплых рядов» (корпус торговых рядов рядом в ГУМом), когда многих забрали в милицию и даже собирались судить, но в конце концов сменили гнев на милость, обратив взоры в противоположную сторону. А также – издание проектом «Москва, которой нет» книги «От Пречистенских до Арбатских ворот», первой части задуманного путеводителя по утраченной и исчезающей Москве. Кажется, что ослабленное в девяностые годы движение в защиту старой Москвы не только возродилось в новых формах (его лидеры – упомянутый проект «Москва, которой нет» и «MAPS» оба базируются на Интернет-ресурсах), но и начало приносить плоды – разные, от душевной краеведческой публикации до смены руководства охранных органов. Было бы хорошо, если бы эта тенденция закрепилась и продолжилась, принося уже плоды сугубо практические – в виде тотального изменения московской, а потом и российской политики в отношении наследия. Пока же все не так однозначно. В частности, грозит опасность планам МАрхИ создать музей архитектурного образования в районе Маросейки в доме М.Ф. Казакова – мэрия неожиданно изменила свое решение и постановила отдать дом, почему-то, обществу «Динамо».

Возвращаясь в мир современной архитектуры: в сентябре стартовал проект «Свобода доступа», инициаторы которого Александр Змеул и Мария Фадеева организуют экскурсии на строительные площадки интересных объектов и фото-вылазки за современной архитектурой российских городов. Уже прошла экскурсия в «Москва-Сити» и семинар, посвященный новой Казани, названный модным и непонятным словом «трендовый базар».

Все так хорошо, что похоже на рапорты советских пятилеток: один из известных «бумажников», почти гуру, устраивает инсталляцию на Биеннале, другой – юбилейную выставку в Москве; в ответ на активность общественности меняется состав органов охраны, энтузиасты добиваются возможности устраивать экскурсии на стройплощадки и даже фотографировать там… Цыплят, как известно, считают по осени, а осень еще впереди. В октябре нас ждет обильный урожай научных конференций, несколько интерьерных выставок и «Зодчество».
Михаил Белов. Дом в Филипповском переулке
Михаил Белов. Дом в Филипповском переулке
Теплые ряды. Фото - ИА Регнум
Теплые ряды. Фото - ИА Регнум
Экскурсия на стройплощадку башен «Город Столиц», организованная проектом «Свобода доступа». Фото – «Свобода доступа»
Экскурсия на стройплощадку башен «Город Столиц», организованная проектом «Свобода доступа». Фото – «Свобода доступа»