Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

09.10.2006

Фантазии на тему модернизма

Юлия Тарабарина
Объект:
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе
Адрес:
Россия, Москва. улица Орджоникидзе дом 13
Мастерская:
Архитектурная мастерская Лызлова («АМЛ»)
Авторский коллектив:
Лызлов Н.В., Янкова А.В.

Проект жилого дома, который будет построен рядом с общежитием студентов МАрхИ, кажется архитектурной фантазией на тему его соседа и предшественника

Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Общий вид © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Общий вид © Архитектурная мастерская Лызлова
Дом будет построен рядом с общежитием студентов МАрхИ (Архитектурный институт выступает соинвестором строительства), на треугольном участке перед пересечением улиц Орджоникидзе и Вавилова. Общежитие – хороший пример модернизма 70-х; мерные ряды ленточных окон, которые из-за вертикальных перемычек выглядят пунктирными, геометрическая простота двух слившихся в одной точке объемов, на торце разрезанных тонкой полосой стекла на две воображаемые пластины – здание не из числа рядовых, каким и следует быть гнезду молодых архитекторов. Однако сейчас оно находится не в самом лучшем, мягко говоря, состоянии.

Архитектурное общежитие стало отправной точкой проекта и главной составляющей его городского окружения, в остальном состоящего из промзон – таксопарка и неработающего завода им. Орджоникидзе. Более того, проект предусматривает очень деликатную реконструкцию, скорее даже санацию, общежития – будут заменены рамы, приведены в порядок фасады. От радикального вмешательства архитекторы оказались с самого начала – Николай Лызлов подходит к этому зданию как к интересному памятнику его эпохи, ушедшей недавно, но от этого не менее ценной: «…хорошо, говорит архитектор, что мы сейчас озабочены судьбой русского авангарда, но кажется, что пора уже озаботиться судьбой русского поставангарда, семидесятыми» – говорит архитектор. И еще: «Да, мы любим эту архитектуру!».

Новое здание будет выше 16-ти этажного здания общежития МАрхИ, но не на много. Построить высокую башню здесь нельзя, хотя участок окружен скучноватыми промышленными зданиями, но чуть поодаль – памятники архитектуры, Донской монастырь и конструктивистские кварталы. Поначалу архитекторы хотели сделать новый дом ступенчатым, постепенно повышающимся от общежития, но в конце концов остановились на более собранном и компактном Г-образном объеме. Между двумя зданиями – старым и новым, будет построен гараж, на один этаж выступающий из земли и образующий ненавязчивый стилобат. На крыше гаража будет устроен двор с детскими горками-качелями, приподнятый над уровнем тротуара и таким образом отделенный от случайных прохожих. Одно крыло здания прорезает очень высокий проезд, удлиненные пропорции которого – рассказывает Николай Лызлов, вызваны недостаточной инсоляцией это  части дома; квартиры здесь разместить нельзя, поэтому пространство над проездом оставлено пустым. Однако это удачное место для студии художника, рассуждает архитектор: если бы нашелся заказчик, в верхней части арки можно было бы устроить просторную, в два этажа высотой, мастерскую.

Итак, дом выглядит как младший брат своего семидесятнического соседа. Он похож: лаконизмом объема, формой и пропорциями пунктирно-ленточных горизонтальных окон, и в то же время – не похож, сразу видно, что на тридцать лет моложе. Дом изменен с помощью асимметричной декорации: разбросанными по фасадам прямоугольными серо-черными пятнами, броуновскую композицию которых подхватывают стеклянные эркеры, большие, объединяющие по два этажа. За ними – лучшие квартиры cо стеклянными видовыми стенами. Хаотичная «раскраска», не вторгаясь в «тело» здания, очень сильно изменяет впечатление от архитектуры. Исчезает простота, появляется движение, форма теряет свою очевидность и лаконизм. Первоначально архитекторы хотели раскрасить общежитие похожими прямоугольниками, но затем отказались от этой идеи, полностью сохранив его облик. В итоге на сравнительно небольшом участке появляется ансамбль двух построек, наглядно раскрывающий перед внимательным зрителем историю «чистого» модернизма нашего времени: вот – начало, а вот – продолжение, прямо-таки мини-заповедник хорошего модернизма.
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Общий вид. Окончательный вариант: общежитие сохраняет ровный светлый цвет фасадов © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Общий вид. Окончательный вариант: общежитие сохраняет ровный светлый цвет фасадов © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Общий вид. Предварительный вариант: на фасады общежития предполагалось нанести такие же черные и серые пятна, как и на новом доме © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Общий вид. Предварительный вариант: на фасады общежития предполагалось нанести такие же черные и серые пятна, как и на новом доме © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Северный фасад © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Северный фасад © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Генплан © Архитектурная мастерская Лызлова
Жилищно-социальный комплекс с подземным гаражом и встроенным ДОУ на ул. Орджоникидзе. Генплан © Архитектурная мастерская Лызлова