Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.07.2010

Складки местности

Анна Мартовицкая
Объект:
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке
Адрес:
Россия, Москва. Большой Сухаревский переулок
Архитектор:
Владимир Плоткин
Мастерская:
ТПО «Резерв»
Авторский коллектив:
Авторский коллектив: В.И.Плоткин, И.В.Деева, А.К.Бородушкин, А.С.Романова, М.В.Шершова, Н.Б.Анохина; Конструктор: В.В.Андреев ГИП: В.Л.Серебреников

Для одного из переулков, соединяющих улицы Сретенка и Трубную, Владимир Плоткин спроектировал необычный дом-скульптуру. Жилой комплекс состоит из двух разновысотных секций, одетых в складчатую кожу из стекла и травертина.

Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Этот проект разрабатывался в рамках плана развития семи кварталов в районе Сретенки, составленного архитектурной мастерской SPEECH. Задачей мастерплана Сергея Чобана и Сергея Кузнецова стало возвращение этому историческому району в центре Москвы полноценной жизни – за счет уплотнения и регенерации существующей застройки, использования потенциала существующих в глубине квартала пустырей, улучшения дорожно-транспортной сети и создания ясно считываемой пространственной схемы. Для того, чтобы разнообразить архитектуру новых объектов, к участию в проекте были приглашены несколько ведущих бюро – кто-то работал над обликом общественных пространств и коммерческих объектов, а ТПО «Резерв» получило заказ на жилой дом. Причем расположение этого комплекса не оставляло Владимиру Плоткину и его команде особых вариантов – дом должен был получиться элитным, а значит, с маленьким количеством больших по площади квартир, собственным фитнес-клубом и парковкой, и обладать ярким запоминающимся обликом.

Отведенный участок имеет форму неправильного прямоугольника, вытянутого с юга на север, от Большого Сухаревского переулка в глубину квартала, где три оставшиеся границы территории окружены скверами. Ближайший сосед по красной линии – пятиэтажное офисное здание с западной стороны, диктует новому дому, исходя из правил современного проектирования в московском центре, сравнительно небольшой масштаб. С другой, восточной, стороны расположен сквер, «приписанный» к проектируемому комплексу, – под ним будет размещена подземная автостоянка.

Если бы Владимир Плоткин разместил дом, строго следуя конфигурации участка, то тогда получился бы скошенный параллелепипед, ориентированный с юго-востока на северо-запад. Такое решение обещало интересную пластику фасадов, но замысловатые и тем не слишком удобные планировки квартир. Поэтому  дом получил более сложный трехчастный план, где две трапеции жилых секций соединены, как будто бы склеены, узкой полосой. Секции имеют разную высоту: к переулку обращена 6-этажная, а глубже во дворе поставлена 8-этажная. И хотя на самом деле дом состоит из одного объема, визуально он кажется двухчастным: секции разделены узкими глубокими нишами (в одной из них, со стороны восточного сквера, устроен главный вход), а восьмиэтажный объем консолью последнего этажа частично нависает над «уличной» секцией.

Верхний уровень шестиэтажного объема задумано полностью остеклить, для облегчения силуэта здания при взгляде из переулка. Зато основные этажи архитектор, чья творческая манера в сознании критиков прочно связана с лаконизмом и простотой, неожиданно наделяет самой активной тектоникой. В частности, Владимир Плоткин не стал полностью отказываться от идеи фасада, чья плоскость расположена под углом к переулку. Но: угол превратился в ряд треугольных выступов-эркеров, а для того, чтобы еще больше подчеркнуть ломаную структуру получившейся поверхности, автор облицовывает их грани по-разному – одну одевает в травертин, другую оставляет прозрачной. Вертикальные тяги треугольных выступов объединяют этажи попарно (попутно уменьшая масштаб, так как два этажа снаружи выглядят как один ярус) – у второго и третьего этажей каменная плоскость слева, а у четвертого и пятого справа. Таким образом фасад превращается в две разнонаправленные гребенки. И если вблизи его поверхность завораживает игрой фактур и плоскостей, то издалека такой фасад воспринимается как мираж: в зависимости от угла зрения и освещения, он то ли присутствует в панораме исторического переулка, то ли нет. Задний фасад решен похожим образом, только «гребенок» здесь уже не две, а четыре, отчего чередование ярусов становится более заметным. Заметим, что похожий прием был использован Владимиром Плоткиным в проекте жилого комплекса «Заречье», о котором мы недавно писали; только там масштаб крупнее и треугольные складки «каменных жалюзи» покрывают округлые поверхности.

Боковые фасады решены традиционнее – панорамное остекление и облицованные натуральным камнем «переплеты» перекрытий, – но и тут присутствует архитектурный сюжет. Так, восточный фасад, обращенный к скверику, маскирующему подземную парковку, слегка вогнут, и за счет этого, а также уже упомянутой «расщелины» и брутального профиля консоли, кажется, что дом сделан на шарнире, как застывший механизм. Эта подспудная, скрытая в недрах художественного образа динамика особенно остро воспринимается в условиях исторического центра: в сочетании с упомянутым выше чередованием прозрачных и каменных плоскостей, множеством углов, подсечек и консолей, она формирует у наблюдателя даже не впечатление – ощущение крайне чуткой реакции дома на контекст.
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Жилой дом в Большом Сухаревском переулке © ТПО «Резерв»
Генеральный план
Генеральный план