Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

30.06.2010

Подземелье Бахуса

Анна Мартовицкая
Объект:
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае
Адрес:
Россия, Краснодарский край, Краснодар.
Архитектор:
Сергей Киселев
Мастерская:
АМ Сергей Киселев и Партнеры
Авторский коллектив:
С.Б.Киселев, А.В.Никифоров, В.М.Бармин, А.А.Хомякова, Г.В. Харитонова, М.А. Харитонова, В.Х.Джантимирова

Три совершенно разных проекта комплекса винодельни в Краснодарском крае разработала архитектурная мастерская «Сергей Киселев и Партнеры». Использующий самые новые технологии, этот комплекс должен стать не только новым центром производства вина, но и музеем винодельческих традиций юга России.

Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Новая винодельня будет построена близ села Молдованское Краснодарского края и станет частью многофункционального туристического комплекса «Лефкадия». Живописная холмистая местность с речушками и озерами как нельзя лучше подходит и для создания оздоровительного курорта, и для высадки виноградников, так что идея объединить эти функции и создать рекреационный комплекс, основой которого станут виноделие, культура и эстетика потребления вина, родилась сама собой. В конце прошлого года мастерская «Сергей Киселев и Партнеры» была приглашена к участию в закрытом конкурсе на проект винодельни, причем заказчик попросил архитекторов представить не один, а три варианта этого сооружения. Поскольку все три проекта должны были быть разработаны очень оперативно, в СКиП приняли решение работать тремя группами: над одним из вариантов работал сам Сергей Киселев, над двумя другими – ГАПы: Андрей Никифоров и Виктор Бармин.  

Как вспоминают архитекторы, в качестве технического задания они получили ситуационный план очень внушительной по площади и затейливой по ландшафту территории, жесткую технологическую схему, основанную на гравитационном методе производства вина, а также общие пожелания заказчика сделать комплекс новым винодельческим и туристическим центром края. «Идеологические» выводы из этого сделать было несложно – архитектура требовалась яркая и знаковая, вмещающая в себя как сложный технологический процесс, так и музей виноделия, способный стать магнитом для многочисленных посетителей. При этом архитекторам предоставлялась полная свобода по размещению объекта на отведенной территории. Не сговариваясь, проектировщики выбрали в качестве основной «точки отсчета» существующий на участке высокий холм (перепад высоты между его вершиной и основанием составляет 24 метра), вокруг которого вьется старая проселочная дорога и уже проложена новая. А вот отношения этой природной доминанты и проектируемого объекта в каждом из трех случаев сложились по-разному, и позже, сравнивая варианты решения винодельни, Сергей Киселев и его коллеги увидели, что создали «дом под горой», «дом у горы» и «дом на горе». Именно так – по ландшафтному принципу – они в дальнейшем и стали называть свои проекты.

«Дом под горой» – идея Сергея Киселева. Коллеги вспоминают, что территория, выделенная под создание «Лефкадии», так впечатлила архитектора своей первозданной красотой, что он твердо решил максимально сохранить существующий ландшафт. Винодельня полностью врыта в холм и накрыта кровлей, имитирующей зеленый склон. Фактически здание, которое по своему масштабу и функциональной программе запросто может претендовать на статус завода, замаскировано под складку местности. О рукотворности этой «складки» можно догадаться лишь по одному из боковых фасадов, который решен как стеклянный занавес.

Фокус здесь в том, что здание-холм сажается вплотную к естественному довольно крутому склону и добавляет его профилю новую выразительную округлость. Появившуюся за счет кровли озелененную террасу Киселев использует для создания открытой пешеходной галереи и смотровой площадки, и этот длинный капитанский мостик – своего рода стержень, связующий производственные цеха, расположенные ниже, и музей, расположенный выше и спрятанный уже в существующем холме. Само экспозиционное пространство автор уподобил штольне, а вход в него обозначил высоким стеклянным конусом, который издалека будет восприниматься как единственный заметный ориентир, указывающий на расположение нового комплекса. Изучив экспонаты, рассказывающие об истории виноделия в Краснодарском крае, посетители по уже упомянутой галерее смогут перейти в производственный корпус и, медленно спускаясь по многомаршевой лестнице, воочию увидеть весь процесс создания вина.

Второй вариант решения винодельни – «дом у горы» – разработан группой Андрея Никифорова. Для нее отправной точкой в поиске образа здания стал характер существующего склона. «Оно не просто врастает в склон, но повторяет его существующие террасы. Фактически сделан дом, который в большей степени является благоустройством, чем зданием, – дом, состоящий из подпорных стен, – поясняет Андрей Никифоров. – Благодаря этому он приобрел довольно брутальный, в чем-то, наверно, даже крепостной внешний вид, но зато не вылезает вверх резким силуэтом». И действительно, над существующим холмом высится лишь лаконичный одноэтажный объем давильни, то есть помещения, в которое прибывает и начинает обрабатываться свежий виноград. Размещение цехов на отдельных террасах позволило архитекторам решить и непростую задачу по организации доступа транспорта к каждому из них. А на самом нижнем уровне, где расположены офисы винодельни и дегустационный зал, создана стоянка для автобусов и легковых машин. И если само производство вина уподоблено гигантским ступеням, высеченным в каменистом склоне, то музей, посвященный созданию эликсира Бахуса, можно сравнить с узкой приставной лесенкой. Экспозиционные залы занимают гораздо меньшую площадь, чем цеха, но так же встроены в стены и уступами спускаются по склону – фактически они размещены параллельно основному производству с тем, чтобы оно могло стать полноценным объектом показа.

И, наконец, «дом на горе» – плод размышлений Виктора Бармина. Он признается, что образ здания родился из желания противопоставить новый объем окружающему ландшафту, положить на вершину крутого склона «сахарный кубик» и тем самым наполнить «мягкую» природную композицию новым звучанием. При этом нижняя, самая объемная, часть винодельни тем не менее спрятана в рельеф – иного способа уравновесить большой технологический объем с природным окружением просто нет. На поверхности Бармин оставляет только два верхних этажа производства, четко ориентированных в сторону падения склона, а к остальным подводит широкие террасы подъездов, окаймляющие здание эффектным симметричным веером.

Как и в двух предыдущих вариантах, прием экскурсионных групп начинается на верхней отметке, только в данном случае для этих целей проектируется отдельно стоящий объем – «башня», с которой посетители смогут подняться на отметку кровли основного здания. В то время как Киселев и Никифоров проектировали своего рода гибриды производства и музея, Виктор Бармин от собственно экспозиционной части отказался вовсе, интегрировав  экскурсионный маршрут непосредственно в винодельню. Так, из башни гости комплекса проходят по «видовой» террасе на благоустроенную эксплуатируемую кровлю, где размещается непременный атрибут любого винопроизводства – дегустационный зал. Он оформлен в виде узкого горизонтального параллелепипеда, положенного поперек вырастающих из-под земли «коробов» основного производства. Подчеркнуто геометричны также декоративные водоемы на двух верхних террасах, навесы над ними и опоры, оформляющие въезды на нижние уровни комплекса. Массивность и строгость всей композиции компенсируются белоснежным «сахарным» цветом и кольцами террас, придающими ей легкость и завершенность, органично вплетающими комплекс в многоликий ландшафт Краснодарского края.
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Первый вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Второй вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Второй вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Второй вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Второй вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Второй вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Второй вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
Предпроектное предложение строительства комплекса винодельни в Краснодарском крае. Третий вариант
© АМ Сергей Киселев и Партнеры